Правительствам следует позаботиться о том, чтобы высокая стоимость тестирования на коронавирус для пассажиров не делала путешествие недоступным для отдельных категорий пассажиров и семей с финансовой точки зрения. Так считает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), которая считает необходимым сделать тестирование на COVID-19 широко доступным, пунктуальным, и эффективным, чтобы восстановить международные авиаперевозки.
Последние события подтверждают мнения многих экспертов, предупреждавших в начале пандемии о том, что путешествия станут дороже и, следовательно, менее доступными. В то время как авиационная отрасль, ждущая возвращения пассажиров на международные маршруты, часто пытается стимулировать спрос за счет снижения цен на билеты до уровня 2019 года, среднестатистические расходы путешественников увеличиваются в направлении, неизвестном ранее – сборы за тесты на коронавирус, которые являются необходимым условием для въезда во многие страны мира. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) решила разобраться в проблеме
Завышенные цены на тестирование
По определению Ассоциации, на этот момент только Франция, следуя рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), решила, что само государство будет нести расходы по тестированию путешественников. В 15 странах, где ИАТА проводила исследование, средняя минимальная цена на ПЦР-тесты составляла 90 долларов, а средняя максимальная цена – 208 долларов.
Даже если принять среднюю минимальную цену, тестирование резко увеличивает стоимость авиаперелета. До пандемии средняя стоимость авиабилета в одну сторону, включая налоги и сборы, составляла 200 долларов. Включение в чек теста ПЦР за 90 долларов увеличивает затраты на 45 процентов, до 290 долларов. Добавим еще один тест в пункте назначения, и средняя цена билета в одну сторону может взлететь на 90 проц., т.е. до 380 долларов. Если предположить, что на обратном пути нужно провести по два теста на каждом из участков, то стоимость рейса туда и обратно, по подсчетам IATA, может вырасти с 400 до 760 долларов.
Влияние стоимости тестирования на коронавирус еще более ощутимо в случае семейных путешествий. “Цена поездки на четверых может увеличиться с 1,6 тысячи долларов до более 3 тысяч долларов, причем более 1,4 тыс. долларов составят только затраты на тестирование”, — отмечает Ассоциация.
“Если вы посмотрите на влияние этой ситуации на поездки семей из четырех человек, существует реальный риск того, что эти непомерно высокие расходы помешают людям и семьям воспользоваться своим правом на поездку в гости к друзьям или в отпуск. Мы, как общество, просто не можем допустить, чтобы ситуация повернулась так, чтобы путешествия стали доступными только для самых богатых”, — сказал Вилли Уолш, генеральный директор IATA на брифинге для СМИ.
ВОЗ: правительствам следует снизить финансовую нагрузку на путешественников
Международные медико-санитарные правила, изданные ВОЗ, гласят, что государства не должны взимать плату за анализы и вакцинацию, необходимые для поездки, а также за выдачу справок или свидетельств. Комитет ВОЗ по чрезвычайной ситуации COVID недавно поддержал эту позицию, призвав правительства снизить финансовое бремя для путешественников, проходящих тестирование, и другие меры, введенные странами. Многие страны игнорируют договорные обязательства, тем самым ставя под угрозу восстановление пассажирского движения и миллионов рабочих мест. IATA сожалеет, что высокая стоимость тестирования также является экономическим стимулом для создания рынка поддельных сертификатов.
Ассоциация приводит Францию как положительный пример страны, которая несет расходы на тестирование, включая анализы, необходимые для путешествий. Решение Европейского парламента, принятое на прошлой неделе, по мнению IATA, также является шагом в правильном направлении. Однако есть много примеров рынков, на которых стоимость тестирования высока. Вопросы также вызывает значительная разница в ценах между тестами в разных странах.
“Почему предельная цена PCR может быть эквивалентна 77 долларам в Австралии по сравнению, например, с 278 долларами в Японии?”, — спросил Уолш, добавив, что данные Numbeo показывают, что стоимость жизни в Сиднее и Токио находится на одинаковом уровне.
Андрей Бочкарев