Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) заявила, что она поддерживает правительства в их усилиях по прекращению пандемии COVID-19 и в то же время призывает власти признать экономические последствия, с которыми сталкивается отрасль, и без колебаний помочь ей.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) и ее члены продолжают оказывать поддержку правительствам в их усилиях по ограничению распространения COVID-19. В этих условиях чрезвычайного положения в авиационной отрасли IATA призывает правительства подготовиться к обширным экономическим последствиям своих действий, быстро реагировать на сложное финансовое положение авиакомпании и соблюдать руководящие принципы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), – говорится в пресс-релизе Ассоциации.
Заявление было сделано в ответ на решение правительства Соединенных Штатов Америки, запрещающее въезд на ее территорию лиц, не являющихся гражданами США и не имеющих статуса постоянного жителя, которые в течение 14 дней до прибытия в Соединенные Штаты находились в одной из стран Шенгенской зоны.
Без жесткой критики, но с просьбой о помощи
Позиция IATA может разочаровать тех, кто ожидал решительной критики решения президента Трампа и требований о быстром снятии ограничений на поездки. Вместо этого Ассоциация решила сделать заявление о понимании решений санкционирующих органов, сосредоточившись на том, чтобы убедить правительства предоставить финансовую помощь авиационной отрасли, пострадавшей от текущей ситуации.
“Это чрезвычайные обстоятельства, и поэтому правительства принимают беспрецедентные меры. Безопасность, включая безопасность общественного здоровья, всегда остается наивысшим приоритетом. Авиакомпании следуют этим рекомендациям. Тем не менее, правительства должны также признать, что авиационной отросли, в которой работает около 2,7 миллиона человек, находятся в чрезвычайно сложной финансовой и операционной ситуации. Им нужна поддержка”, – сказал Александр де Жюняк, генеральный директор IATA.
IATA призвала правительства принять меры предосторожности против негативных экономических последствий принимаемых мер, приняв контрмеры против пандемии коронавируса в Ухане. Размер рынка перевозок между США и Европой огромен, напоминает Ассоциация.
В 2019 году было выполнено около 200 тысяч рейсов между США и странами шенгенской зоной, что соответствует примерно 550 рейсам в день. В то время по этим маршрутам путешествовало около 46 миллионов пассажиров (что в среднем составляет около 125 000 пассажиров в день).
В этом году, по утверждению аналитиков Cofrance Sarl, с 1 февраля по 10 марта, предложение на маршрутах между Европой (исключая Великобританию) и Соединенными Штатами было более 1 миллиона мест. Решение президента Трампа пришло в то время, когда авиакомпании начали сокращать свои предложения на этих маршрутах. На 10 марта предложение на трансатлантических маршрутах между Шенгенской зоной и США составило более 87,7 тысячи места – более чем 9 проц. меньше, чем неделей ранее, 5 марта, когда предложение было почти 96,5 тысячи мест.
По данным аналитиков нашего портала, авиакомпаниями с наибольшей долей в общем предложении были United Airlines (15 проц.), Delta Air Lines (14 проц.), British Airways (12 проц.), American Airlines (10 проц.) и Lufthansa (10 проц.).
Ассоциация отмечает, что, хотя США признали необходимость обеспечения непрерывности трансатлантической торговли при принятии контрмер, экономические последствия этого решения будут иметь широкие последствия.
“Правительства должны принять меры, которые они считают необходимыми, чтобы остановить распространение вируса. Они также должны быть полностью готовы минимизировать негативные экономические последствия этих решений. В обычное время воздушный транспорт является катализатором развития и экономического роста. Приостановка возможностей для поездок в такой степени будет иметь негативные последствия для всей экономики. Правительства должны признать это и быть готовыми помочь”, – сказал де Жюняк.
Трудные времена для финансового состояния отрасли
Авиакомпании уже столкнулись с огромным влиянием пандемии COVID-19 на их деятельность. По оценкам IATA, на 5 марта последствия кризиса могли составить до 113 миллиардов долларов упущенного дохода. Теперь Ассоциация разъясняет, что сценарий тогда не предусматривал таких радикальных мер, как США и правительства других стран, включая Израиль, Кувейт и Испанию. Таким образом, IATA подтверждает заявление Себастьяна Микоша, бывшего генерального директора LOT и Kenya Airways, заместителя главы IATA, который заявил, что прогнозы Ассоциации на 5 марта более не верны.
Меры, принятые Соединенными Штатами, значительно ухудшат и без того сложное положение авиакомпаний. В 2019 году стоимость рынка США – Шенген составила 20,6 млрд долларов США. Рынками, на которые больше всего повлияют решение Трампа по оценкам компании Cofrance Sarl, являются: рынок Германии-США (стоимостью 4 миллиарда долларов), Франция-США (стоимостью 3,5 миллиарда) и Италия-США (стоимостью 2,9 миллиарда).
“Это вызовет гигантские последствия в денежном потоке для авиакомпаний. Недавно уже обанкротился Flybe. Новая эпидемия может подтолкнуть другие авиакомпании в том же направлении. Перевозчикам нужны средства, чтобы пережить кризис. Правительствам следует принять все возможные меры, чтобы помочь авиационной отрасли пережить это чрезвычайное время. Предоставление кредитных линий, снижение затрат на инфраструктуру и снижение налогового бремени – все это решения, которые следует рассмотреть правительствам. Воздушный транспорт является очень динамичным сектором экономики, но без помощи правительств кризис общественного здравоохранения усугубит финансовый кризис авиационного сектора”, – предупреждает де Жюняк.
ВОЗ против ограничений на поездки
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) последовательно выступает против ограничений на полеты или торговлю со странами, которые борются с эпидемией. 29 февраля ВОЗ выпустила последнее руководство, где говорится, что ограничительные меры в отношении полетов, которые в значительной степени влияют на международные перевозки, могут быть оправданы только в начале эпидемии, только если они могут помочь странам в течение нескольких дней быстро принять эффективные контрмеры. Возможные ограничения на поездки должны основываться на тщательном анализе рисков, быть соразмерными угрозе общественному здоровью, их использование должно быть кратковременным, и их актуальность должна регулярно рассматриваться по мере развития ситуации.
“Мы настоятельно призываем Соединенные Штаты и другие правительства, которые ввели ограничения на поездки, соблюдать рекомендации ВОЗ. Ситуация быстро меняется. Здоровье и безопасность являются главными приоритетами для органов власти и сектора воздушного транспорта, но эффективность и необходимость ограничений на поездки должны постоянно переоцениваться”, – сказал де Жюняк.
Андрей Бочкарев