Октябрь болезненно разочаровал медленным восстановлением спроса на пассажирские перевозки, сообщает Международная ассоциация авиакомпаний (IATA). В то время как данные Азиатско-тихоокеанской ассоциации авиакомпаний (AAPA), объединяющей авиакомпании самого важного мирового авиационного рынка, подчеркивают разрушительные последствия длительного закрытия границ и ограничений в международном воздушном сообщении.
Общий спрос на мировые авиаперевозки в октябре, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK), согласно данным IATA, упал на 70,6 процента по сравнению с октябрем прошлого года. Это небольшое улучшение по сравнению с 72,2-проентным снижением, зафиксированном в сентябре. Заполняемость самолетов в октябре сократилось на 59,9 процента в годовом исчислении, а средний коэффициент заполнения снизился на 21,8 процента до уровня 60,2 процента.
Спрос на международные авиаперевозки в октябре упал на 87,8 процента в годовом исчислении, а значит, ситуация практически не изменилась по сравнению с 88 процентами снижения в сентябре. Заполняемость в октябре была 76,9 проц. ниже, чем год назад, а средний коэффициент заполнения сократился на 38,3 процента. до 42,9.
Авиакомпании из Европы в октябре зарегистрировали 83 процента снижения спроса год от года, что является худшим результатом, чем в сентябре, когда спрос упал на 81,2 процента. Второй месяц подряд Европа была единственным авиационным регионом в мире, где наблюдалось снижение пассажиропотока. Заполняемость была на 70,4 проц. ниже, чем год назад, а средний коэффициент заполнения снизился на 36,7 проц. до уровня 49,5 проц.
Бездна отчаяния на азиатских рынках
Слабые оптимистичные данные о международных авиаперевозках из Азиатско-Тихоокеанского региона, крупнейшего авиационного рынка мира, представила ассоциация AAPA. Авиакомпании из этого региона, парализованные отсутствием прогресса в открытии границ, в октябре перевезли в международном сообщении всего 1,5 миллиона пассажиров, что составляет всего 4,9 процента от уровня перевозок прошлого года, когда на борту самолетов, выполняющих международные рейсы было перевезено 31,3 миллиона пассажиров. В октябре предложение на международное сообщение в Азии немного увеличилось, но по-прежнему составляло лишь 12,7 процента от прошлогоднего уровня. Средний коэффициент заполнения на международных рейсах составлял 30 процентов, что значительно ниже уровня рентабельности, сообщает AAPA.
Затяжные ограничения привели к резкому сокращению воздушного движения и глобального сообщения, причем в одной Азии этот показатель составляет 76 проц. Эти Такие мрачные цифры подчеркивают, насколько пандемия коронавируса повлияла на авиационную отрасль. “Хотя финансовая поддержка со стороны правительств позволила некоторым авиакомпаниям выжить до этого момента, многие авиакомпании переживают процесс реструктуризации, в то время как другие могут не пережить затяжной кризис”, – сказал Субхас Менон, генеральный директор AAPA.
Китай и Россия – лидеры по реконструкции внутреннего транспорта
На фоне в целом мрачных данных за октябрь позитивные сигналы поступают с некоторых внутренних авиационных рынков. Внутренние воздушные перевозки в Китае в октябре упали всего на 1,4 процента. По данным IATA, внутренняя экономика была близка к нормальной, низкие цены на билеты и снятие ограничений внутри страны стимулировали спрос.
После двух месяцев роста объем внутренних пассажирских перевозок в России упал на 10 процентов в годовом исчислении. Причиной снижения стала волна новых коронавирусных инфекций, которая снизила уверенность пассажиров в безопасности путешествий. Несмотря на это, рынок внутренних авиасообщений в России по-прежнему выглядит положительно по сравнению с другими странами.
Сложная зима для отрасли
Новая волна коронавирусных инфекций и склонность правительств к строгим карантинным режимам превратили октябрь в еще один катастрофический месяц для спроса на авиаперелеты. Хотя в одних регионах восстановление идет быстрее, чем в других, общая картина состояния международных авиаперевозок мрачна. По словам Александра де Жюняка, генерального директора и президента IATA, эти скачки в темпах восстановления еще более заметны на внутренних рынках авиаперевозок. Например, внутренний рынок авиаперевозок в Китае почти вернулся в норму, а другие остаются в глубокой депрессии.
Не самый лучший прогноз для авиакомпаний в начале зимнего сезона, который обычно является самым тяжелым экономическим периодом для перевозчиков из северного полушария, подтверждают и новости с рынка грузовых авиаперевозок. Данные свидетельствуют о том, что замедление темпов роста в этом секторе, зафиксированное в конце октября, в ноябре сменилось стагнацией, которая разрушила надежды на ноябрьский пиковый сезон.
В последние месяцы грузы стали значительным источником существенных доходов для многих авиакомпаний. “Этот кризис безжалостен. По нашим последним прогнозам, в этом году авиакомпании потеряют 118,5 млрд долларов, или 66 долларов на пассажира. Если предположить, что границы откроются к середине 2021 года, авиационная отрасль потеряет в 2021 году 38,7 миллиарда долларов. Пора правительствам вмешаться”, – призвал де Жюняк.
Андрей Бочкарев