IAG заплатит многомиллионный штраф за срыв сделки по приобретению Air Europa

Международная авиационная группа (IAG) сообщила, что отказ от запланированного поглощения испанской авиакомпании Air Europa, специализирующейся на рейсах в Латинскую Америку, обойдется группе в 75 миллионов евро. Сделка по поглощению, заключенная до начала пандемии COVID-19, не получила одобрения со стороны антимонопольных регуляторов. 

Группа, в которую входят British Airways, Iberia, Aer Lingus, LEVEL и Vueling, выплатит компании Globalia дополнительно 35 миллионов евро в дополнение к ранее согласованным 40 миллионам евро в качестве компенсации.

Сделка не удалась

В ноябре 2019 года IAG достигла договоренности с владельцами Air Europa. Группа должна была выделить на покупку авиакомпании сумму в один миллиард евро. В январе 2021 года стоимость сделки из-за воздействия пандемии COVID-19 на авиационную отрасль упала вдвое, до 500 миллионов евро. Теперь IAG будет платить только штраф за нарушение условий контракта.

«Очень досадно, что нам пришлось отменить процесс приобретения Air Europa. Решение на данный момент оправдано в текущих рыночных условиях в виде глубокого кризиса отрасли, вызванного COVID-19. Принимая это во внимание, наша задача – поддерживать дисциплинированный подход к распределению нашего капитала», — сказал Луис Гальего, генеральный директор IAG.

Сделка пока не состоится. Интересно, что директор IAG отметил, что компенсация, выплаченная Globalia, может быть использована в будущем для снижения покупной цены, если будет достигнуто новое соглашение. Денежная компенсация также является своего рода «хеджированием», позволяющим избежать судебных разбирательств по поводу предполагаемого поглощения.

IAG намерена продолжить сотрудничество с Globalia и правительством Испании.

«Мы стремимся изучить альтернативные соглашения с Globalia, которые принесут значительные выгоды обеим сторонам. Мы продолжим работать с правительством Испании над улучшением авиасообщения с Испанией и с аэропортом Мадрида в качестве главного национального узла, —- добавил Гальего.

Соглашение не понравилось регуляторам ЕС и Великобритании.

В июне 2021 года Европейская комиссия начала расследование приобретения Air Europa. Она выразила обеспокоенность тем, что IAG получит  монополию на авиаперевозки после поглощения второй по величине авиакомпании Испании. Антимонопольный орган ЕС опубликовал заключение, в котором говорится, что от поглощения пострадают как внутренние, так и международные рейсы из-за отсутствия конкуренции со стороны других перевозчиков. Другие авиакомпании из страны, расположенной на Пиренейском полуострове, уже входят в группу IAG.

Кроме того, соглашение между IAG и Air Europa  попало  в фокус внимания Британского управления по конкуренции и рынкам. 19 января 2022 года регулятор должен был решить, возбуждать ли тщательное расследование. Управление придерживалось мнения, что соглашение не вступит в силу без дальнейших уступок со стороны IAG.

Акции IAG падают в цене

Приобретение Air Europa компанией IAG было частью плана по превращению аэропорта Мадрид-Барахас в ведущий европейский транспортный узел наравне с амстердамским Схипхолом и лондонским Хитроу. Аэропорт Мадрида должен был специализироваться в основном на рейсах в Южную Америку. Самым ценным активом Air Europa,  который  привлекал IAG больше всего, были слоты в аэропортах Южной Америки, а также довольно густая сеть сообщений с этим континентом. Перевозчик предлагал частые рейсы практически во все страны Латинской Америки.

На момент объявления об официальном расторжении контракта акции IAG на Лондонской фондовой бирже упали на 2,5 процента. С тех пор как в ноябре  появился вариант коронавируса Omicron, акции группы  уже упали на 50 фунтов стерлингов, а цена акций теперь составляет 130 фунтов стерлингов.

Андрей Бочкарев