Фрески церкви в Бояне – гордость мирового средневекового искусства

Фрески церкви в Бояне – гордость мирового средневекового искусства

В Болгарии христианство приняли раньше, чем на Руси, поэтому и византийская культура прижилась там гораздо раньше. Болгары переняли лучшее у художников и зодчих Византии и в то же время смогли создать что-то новое, свое, самобытное. Именно эта самобытность и уникальность привлекает туристов в храм Пантелеймона, который находится в Бояне.

Фрески церкви в Бояне – гордость мирового средневекового искусстваЭтот храм славен своими фресками. Чтобы добраться до него нужно выехать за пределы Софии, в пригород, к подножию горы Витоша. Здесь и находится Боян со своим знаменитым храмом. Однако этот большой храм был построен не сразу. Первоначально, в 11 веке здесь была построена всего лишь небольшая часовенка, к которой в 1259 году достроили двухэтажную церковь. Достроить ее приказал правитель Калоян. А уже в 20 веке была сооружена еще одна постройка, и храм стал выглядеть так, как сейчас. Церковь находится в довольно живописном месте, в окружении деревьев, поэтому смотрится довольно свежо и самобытно, словно вы правда приехали в Средневековье.

Никакой пышной и помпезной архитектуры в Бояне нет, однако храм выглядит благородно и даже можно сказать «стильно». Смотря на него, сразу понятно, что он обладает художественной ценностью и довольно древний. Данную постройку, оцененную во всем мире, сразу можно отличить от тех многочисленных строений, которые просто были жалкими копиями, могли только подражать, но не несли в себе ничего отличительного, нового и необычного.

Сама церковь очень интересна, однако всемирная известность пришла к ней благодаря ее фрескам, датируемых 1259 годом. Однако на самом деле в церкви сохранились две росписи. Первая принадлежит 11-12 веку и выполнена исключительно в византийском стиле, то есть в этих росписях нет ничего нового, они просто копируют суховатую манеру византийских художников. А вот в 1259 году были созданы новые росписи прямо поверх старых, и вот они – совершенно уникальны.

Бросив вызов канонам византийской живописи, художники, расписавшие церковь в Бояне, исполнили все очень реалистично. Их образы оживают, эмоции на лицах персонажей прописаны очень четко, используются многочисленные оттенки красок, которые позволяют создать сцену максимально приближенную к реальной жизни. И все это за 100 лет до того, как в Европе зародился Ренессанс! Эта необычная для того времени реалистичность и отличает фрески в Бояне от всех других.

Фрески церкви в Бояне – гордость мирового средневекового искусстваВсего в церкви Пантелеймона можно увидеть 89 сцен. Большинство из них, конечно, посвящено церковным сюжетам. Но есть и реальные персонажи, среди них заказчик достройки церкви, правитель Калоян. Вместе с ним изображена его жена, Десислава, образ которой на этих фресках считают лучшим среди образов женщин, показанных в средневековом искусстве Европы. Здесь же царь и царица, Константин Асен и Ирина.

Интересно, что каждый образ, каждый человек обладает своими ярко выраженными чертами, показывает собственные эмоции. Глядя на фрески, сразу становится понятно, что Калоян был спокоен и задумчив (он, кстати, держит в руках свою Боянскую церковь), царь Константин умен и добр, а его царица источает величие. Другие люди тоже обладают своими характерами, кто злобен, безразличен, глуп, жесток или во гневе, а кто простодушен и мудр.

Каждый персонаж фресок продуман до мелочей, на них одежды характерные для того времени, прически, поведение. На столах еда Средневековья, цветы, в комнатах соответствующие предметы интерьера. Все отображает реальную жизнь.

В церкви есть целых 22 изображения, принадлежащих Христу. Каждое из них несет свой собственный смысл, и изображает Спасителя в разные годы его жизни и в разных житейских ситуациях, во время преодоления трудностей. Однако каждый из этих образов нарисован так, чтобы передать милосердие этого библейского персонажа, его любовь к людям и всепрощение. Эти росписи впечатляют людей всего мира и по праву считаются гордостью болгарского и мирового искусства.