С мая в Европе первые перевозчики начали возобновлять международные рейсы, в том числе из Вены и Лиссабона. Тем не менее, есть несколько направлений, возвращение спроса на которые, по словам представителей отрасли, может занять до трех лет.
С 1 мая бюджетная авиакомпания Wizz Air снова начала предлагать пассажирские рейсы из Вены и аэропорта Лутон в Лондоне, открывая новые сообщения, включая Дортмунд, Эйндховен, Софию, Бухарест и Лиссабон.
Однако это не означает возвращения к нормальной жизни. Чтобы приземлиться в Вене и избежать карантина на месте, необходимо предоставить отрицательный результат теста на коронавирус — тест должен быть проведен в течение последних четырех дней. Чтобы приспособиться к требованиям, аэропорт Вены предлагает тестирование на месте. Оно стоит 190 евро, и ожидать результатов анализа приходится около трех часов.
“Мы запустили эту услугу в минувший понедельник и спрос на нее высок. В течение первого дня мы провели 70 тестов, в последующие дни количество было аналогичным”, – говорит представитель аэропорта Питер Клеманн.
Как он указывает, несмотря на возобновление коммерческих рейсов, их количество и спрос по-прежнему ограничены. Вена обслуживает всего 5-6 рейсов в день. Из столицы Австрии пока можно полететь в Доху, Дортмунд, Дюссельдорф, Франкфурт, Гамбург, Лиссабон, Минск и Софию.
Большинство из них — рейсы Wizz Air, первого лоукостера, который решил восстановить некоторые из своих маршрутов. По словам Джорджины Ривз из пресс-службы авиакомпании, заполняемость первых возобновленных рейсов достигла 75 процентов.
“Wizz Air ожидает постепенного увеличения спроса наряду с возвращением деловых и туристических поездок. В настоящее время мы обеспечиваем объем перевозок на уровне 10 проц. от докризисного и прогнозируем увеличение до 70 проц. в течение следующих трех месяцев”, – говорит Ривз.
Между тем, лидер бюджетного сегмента, ирландский Ryanair, в четверг решил продлить до 28 мая максимально ограниченный график полетов, охватывающий рейсы почти исключительно из британских и ирландских аэропортов. 99 процентов парка перевозчика находится на стоянке, а количество обслуживаемых пассажиров уменьшилось на такую же величину. Если только за апрель прошлого года это было обслужено 13,5 миллиона человек, в этом году — всего 40 тысяч.
О возобновление некоторых рейсов в мае также объявил ряд традиционных авиакомпаний. По данным нашего портала, рейсы из Лиссабона в Лондон и Париж в пятницу возобновила португальская TAP. Qatar Airways объявляет о запуске 23 рейсов в Европу, у Turkish Airlines также пока ограниченные планы. В свою очередь, Lufthansa Group удвоит количество самолетов на рейсах в июне. Это означает, что будут использоваться 160 из более чем 750 самолетов группы.
Однако, несмотря на ослабление ограничений другими странами Европы, перспективы для авиационной отрасли не являются оптимистичными. По словам Вилли Уолша, главы AIG Group, владельца British Airways, спрос на авиаперевозки не вернется к допандемическому уровню до 2023 года. В четверг Уолш объявил, что необходимо будет уволить 12 000 сотрудников британской авиакомпании. Массовые увольнения, временные или постоянные, затронули практически всех перевозчиков.
Возвращение к нормальной жизни будет более сложным, поскольку у авиакомпаний могут возникнуть проблемы с согласованием уровня санитарной безопасности и сохранением прибыльности рейсов. Во вторник Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила, что выступает против идеи оставлять средние места пустыми, утверждая, что для большинства авиакомпаний такие рейсы будут невыгодными.
Эта идея является одним из решений, рассматриваемых в контексте новых правил воздушных перевозок, которые будут разработаны Европейской комиссией в мае. До сих пор во всем Европейском союзе до 15 мая действует запрет на въезд лиц из третьих стран, но представители ЕС объявили, что ограничения могут быть продлены.
Андрей Бочкарев