8 ноября бразильский концерн Embraer анонсировал новое семейство концептуальных самолетов, которые находятся на стадии разработки, чтобы помочь авиационной отрасли достичь цели по чистом нулевым выбросам углерода к 2050 году. В прямом эфире на YouTube с завода Embraer в Сан-Жозе-дус-Кампус представители концерна сообщили подробности о семействе Energia, последней программе компании по обеспечению устойчивости в действии.
Компания установила партнерские отношения с международным консорциумом инженерных университетов, аэрокосмических научно-исследовательских институтов, малых и средних предприятий, чтобы лучше понять способы получения экологически чистой энергии, ее хранения и применения в силовых установках самолетов.
Семейство Energia состоит из четырех концептуальных самолетов разных размеров, в которых используются разные технологии – электрические, на водородных топливных элементах, двухтопливная газовая турбина и гибридно-электрическая.
Energia Hybrid (E9-HE)
гибридно-электрическая силовая установка
на 90 процентов сокращение выбросов CO2
9 мест
заднее расположение двигателей
технологическая готовность – 2030 г.
Energia Electric (E9-FE)
полностью электрическая силовая установка
нулевые выбросы CO2
9 мест
толкающий винт
технологическая готовность – 2035 г.
Energia H2 (E19-H2FC)
водородная силовая электроустановка
нулевые выбросы CO2
19 мест
заднее расположение электродвигателей
технологическая готовность – 2035 г.
Energia H2 газовая турбина (E50-H2GT)
Водородная силовая установка на SAF/JetA
до 100 процентов сокращение выбросов CO2
от 35 до 50 мест
заднее расположение двигателей
технологическая готовность – 2040 г.
Теперь каждый самолет будет проходить техническую, а затем коммерческую оценку.
«Мы видим свою роль в качестве разработчика инновационных технологий, которые помогут отрасли достичь целей устойчивого развития. Нет простого или одноразового решения для достижения нулевых чистых выбросов. Со временем появятся новые технологии и инфраструктура для их поддержки, но мы уже работаем над улучшением первых концепций самолетов, тех, которые могут начать сокращать выбросы раньше, чем позже. Небольшие самолеты – идеальное место для тестирования и апробации новых двигательных технологий, чтобы затем их можно было использовать в более крупных самолетах. Вот почему наше семейство Energia является такой важной платформой, — пояснил Луис Карлос Аффонсо, вице-президент Embraer по инжинирингу, технологиям и корпоративной стратегии, объясняя причины создания семьи Energia.
«Мы станем свидетелями больших преобразований в нашей отрасли в сторону более экологичной авиации. Обладая 50-летним опытом проектирования, сертификации и обслуживания региональных самолетов, Embraer находится в уникальном положении, позволяющем внедрять новые революционные экологические технологии», — прокомментировал Арьян Мейер, глава Embraer Commercial Aviation.
Пока самолеты Energia все еще находятся в стадии разработки, Embraer уже добился прогресса в сокращении выбросов загрязняющих веществ от своих самолетов. В своем семействе самолетов E-Jet концерн протестировал использование экологически чистого авиационного топлива – SAF, которое производится из очищенных водой сложных эфиров и жирных кислот (HEFA), в основном состоящих из отработанного кулинарного масла, а также других отработанных жиров. Цель компании состоит в том, чтобы к 2030 году все самолеты Embraer были совместимы с SAF. В августе прошлого года компания Embraer провел испытания своего демонстрационного однодвигательного электрического самолета EMB-203 Ipanema, а его летающее такси eVTOL предполагается ввести в эксплуатацию в 2026 году.
Андрей Бочкарев