Солнечные панели на крыше венского аэропорта

Экологические инициативы венского аэропорта

Венский международный аэропорт станет CO2-нейтральным аэропортом к концу 2030 года. По крайней мере, это предположения экологической программы, принятой администрацией порта. Однако на практике дело не из легких. О причинах расскажем ниже.

Солнечные панели на крыше венского аэропорта
Солнечные панели на крыше венского аэропорта

В начале, однако, нужно рассмотреть то, что на самом деле происходит в самом аэропорту. Деятельность порта, включая склады, отели или офисы, расположенные на его территории, является одной из меньших проблем в области охраны окружающей среды. Гораздо важнее воздушное движение и выбросы, которые происходят непосредственно при посадке и взлете самолетов. Последние измеряются на уровнях ниже 3000 футов. Венский аэропорт готовит ежегодный экологический отчет, в котором точно указывается, кто и за какой тип выбросов отвечает.

«Последние данные, которые у нас есть, получены из отчета за 2018 год. Они показывают, что 81 проц. всех выбросов исходит от воздушного движения. Остальное генерируется транспортными средствами, движущимися в районе аэропорта, инфраструктурой, где главную роль играют отопление зданий и кондиционирование воздуха, генераторы электроэнергии и т. д.», – объясняет Марио Рох, руководитель группы по экологическим операциям. Аэропорт и его компании оказывают непосредственное влияние на уровень этих выбросов.
Амбициозные цели

Вена участвует в программе Airport Carbon Acreditation, участники которой ежегодно информируют о сокращении выбросов CO2. Кроме того, он планирует дальнейшие активные шаги в этом направлении. В настоящее время австрийский аэропорт находится на третьем уровне, то есть в нем участвуют все организации, находящиеся на его территории, и процесс сокращения выбросов, а следующим уровнем, то есть 3+, является объявленная нейтральность CO2, которую планируется достичь в 2030 году.

Аэропорт, за исключениями, описанными ниже, не производит собственную электроэнергию, а использует электричество, произведенное на близлежащем заводе, однако в данном конкретном случае оно не производится из возобновляемых источников, поэтому необходимо приобретать «зеленые сертификаты».

С 2011 года австрийский порт сократил выбросы CO2 примерно на 70 проц. для каждого TU (trafic unit – единица на одного пассажира или 100 кг груза или почты). Ему также удалось снизить энергопотребление на 40 проц. и теплопотери примерно на 61 проц.

«Наша цель — добиться к 2030 году нейтральности по CO2, что будет означать внедрение многих новых технических решений. Как и в других ситуациях, здесь осуществление первых 80 проц. мер будут относительно легкими, но последние 20 проц. будут намного сложнее. До сих пор нам удалось заменить все освещение на светодиодные технологии, мы переходим на транспортные средства, приводимые в действие электродвигателями, мы инвестируем в солнечные электропанели», – отмечает Рох. «Это принесло ощутимые преимущества, но, как говорит нам руководство, сначала собирают плоды, которые растут низко», – добавляет он.

Электромобили в аэропорту

В настоящее время в Flughafen Wien AG насчитывается более 380 электромобилей. Наибольший потенциал экономии топлива и сокращении CO2 заключается, прежде всего, в электрификации коммерческих транспортных средств используемых для перегрузки багажа. Тем не менее, у порта есть некоторые проблемы в этом отношении — из специализированных транспортных средств, используемых на борту, не все доступны в электрической версии.

«Также необходимо заменить около 30 автобусов с дизельным двигателем на электрические, но это немалые расходы даже в масштабах венского аэропорта. При переходе на электромобили необходимо иметь доступ к соответствующей зарядной инфраструктуре. Это должно соответствовать требованиям специфики работы в аэропорту прежде всего с точки зрения времени погрузки», – говорит Рох.

Солнечные панели

Аэропорт также инвестирует в солнечные фермы для собственного использования. Четвертая была запущена недавно, а еще три запланированы на 2020 год. Их площадь составит 23,7 тысячи кв. м и они смогут производить 1,8 млн КВтч, что в годовом масштабе составит несколько процентов от требуемой для работы аэропорта.
По словам представителей аэропорта, на первый взгляд может показаться, что места для установки новых ферм хватает, но на практике оказалось, что установка на земле значительно усложняет техническое обслуживание, а лучше всего с этим справляются панели, установленные на крыше.

Участие авиакомпаний

Однако достижение венским аэропортом нейтральной эмиссии CO2 будет лишь одним из тысяч или даже миллионов шагов, которые транспортная отрасль должна предпринять, чтобы значительно сократить выбросы.

«С точки зрения авиации, самое главное — снизить выбросы в атмосферу. Даже если работа аэропорта нейтральна, это обеспечит сокращение всего на 20 проц. всего углекислого газа, производимого промышленностью. Эффективность самолетов улучшается, и это, безусловно, помогает, но мы должны идти дальше. В долгосрочной перспективе представляется разумным использовать биотопливо», – говорит Рох. Он добавляет, что проблема является глобальной. «Авиационная отрасль подвергается критике за высокие выбросы, но в глобальном масштабе это не большой объем по сравнению с автомобильным транспортом. Авиация несет ответственность всего за около 2,7 процента выбросов», – утверждает Рох.