Заявление о создании совместного предприятия Boeing и Embraer не стало неожиданностью для большинства авиационных аналитиков. Среди различных вариантов ведения совместного бизнеса этот был тем, который испытал наименьшее противодействие со стороны бразильского правительства. Это не значит, что он лучшее или хуже других вариантов. Он просто оказался наиболее реальным. Внедрение Airbus на региональный рынок реактивных самолетов через аналогичную договоренность с Bombardier изменило правила игры, и Boeing и Embraer должны были позиционировать себя перед лицом этой новой угрозы.
В отрасли, где у вас не всегда есть продукт с лучшими техническими характеристиками, более современным дизайном и уровнем проектирования, отражаемыми успехами в продажах, конкурент в десятки раз больше, чем ваша компания, поддерживаемый в сотни раз большей сервисной сетью, чем у вашей компании, имеющий доступ к гораздо более низким ставкам по кредитам, серьезно угрожает выживанию вашего бизнеса.
Сам Embraer в свое время воспользовался подобными преимуществами, когда решил выйти на рынок деловых самолетов, где он за относительно короткое время зарекомендовал себя как один из лидеров в этом сегменте авиации, ведущим поставки в течение нескольких лет подряд.
Слияние в форме совместного предприятия имеет определенные преимущества:
1) Соглашение позволило прекратить спекуляции вокруг сделки и дало возможность командам обеих компаний сосредоточится на оперативных вопросах. И тут, как говорится в деловом мире: «дьявол кроется в деталях». Соглашение подразумевает, что 60 процентов от своих доходов Embraer будет отдавать в СП. Это как раз то, что неизвестно – реальный размер доходов, тот самый «дьявол в деталях». Еще одна деталь имеет основополагающее значение для Embraer – его оборонное подразделение и новый драгоценный камень в его короне – Embraer Business Jets, ориентированный на элитный рынок, обеспечивают значительную часть рентабельности нового Embraer. В настоящее время на долю деловых самолетов приходится 25 проц. выручки Embraer, за ней следуют 13 проц. – от подразделения обороны и безопасности. Т.е. формаль не входя в новое СП, они будут опосредовано его финансировать.
2) Создание СП показывает значение, которое по прежнему придается подразделению региональных самолетов Embraer, находящегося под угрозой в связи с приходом на этот рынок Airbus (через покупку программы CSeries Bombardier) и телодвижениями китайцев и россиян в этом сегменте. Несмотря на отсутствие реального риска для E-Jet E2 со стороны конкурентов с Востока, особенно России, партнерство с Boeing может иметь решающее значение для конкурентной борьбы через кредитование потенциальных покупателей.
Другой вопрос – была ли справедливой оценка долей участия в размере 3,8 миллиарда долларов? Это станет известно только после того, как будут установлены нормы прибыли нового Embraer. Данная маржа будет определена только после того, как мы узнаем, что останется в результате деятельности нового предприятия. Только тогда мы можем сказать, справедлива оценка или нет.
Зато у Embraer теперь имеются наличные деньги и высококвалифицированные кадры, чтобы утверждать свое инновационное призвание, заглядывая вперед на следующие 50 лет. Например, компания может воспользоваться своим проникновением и опытом на сельскохозяйственном рынке, а также вести разработку беспилотных летательных аппаратов для этого сегмента авиации, сама создавать инновационные продукты или приобретать иностранные компании.
Вместо того, чтобы смотреть в прошлое, СП дает возможность Embraer освободиться от текущих проблем и создавать ценности для своих акционеров, своих сотрудников и страны. Ради этого стоит просто оставить страсти в стороне и холодно наблюдать за тем, какие новые возможности представляет рынок.
Андрей Бочкарев