Две “больших тройки” на пороге торговой войны

Руководство авиакомпаний American Airlines, Delta Air Lines и United Airlines в очередной раз обвинили власти Объединенных Арабских Эмиратов и Катара в незаконном финансировании своих перевозчиков, что приводит к нарушению правил добросовестной конкуренции.
Последний протестный голос против предполагаемой поддержки экспансии перевозчиков из региона Персидского залива на рынок США был высказан в пятницу, 12 июля, в издании USA Today. В этой статье Дуг Паркер, президент American Airlines, Эд Бастиан, президент Delta Air Lines и Оскар Муньос, президент United Airlines, пожаловались на некоторые страны Ближнего Востока, обвиняя их в поддержке их собственных перевозчиков, что отрицательно сказывается на финансовых результатах авиакомпаний из Соединенных Штатов. Главы также утверждали, что такая практика противоречит торговым соглашениям.

Под прицелом «большая ближневосточная тройка»

Три президента указали на Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар, которые, по их мнению, нарушили торговые соглашения с Соединенными Штатами, «субсидируя своих собственных государственных перевозчиков субсидиями на сумму более 50 миллиардов долларов США». Авиакомпании, предположительно получившими поддержку, являются Emirates, Etihad Airways и Qatar Airways.

«Эта государственная поддержка дестабилизирует мировую авиационную отрасль и угрожает всей нашей национальной системе обеспечения соблюдения положений коммерческого права. Если эта ситуация не встретит отпора, то она станет сигналом для других стран, что они могут игнорировать положения наших торговых соглашений и попирать права наших сотрудников без каких-либо последствий» – говорится в статье. «Чтобы не возникло неясности, мы утверждаем, что авиакомпании из США не выступают против конкуренции, но то, что происходит в случае авиакомпаний из Катара и ОАЭ, не является честной конкуренцией», – заявляют авторы текста.

Требование выхода из договоров об «открытом небе»

Главы «большой тройки» предположили, что «если Катар и ОАЭ не хотят соблюдать соглашения, Соединенные Штаты должны рассмотреть возможность выхода из этих двух договоров об открытом небе».

«Соединенные Штаты должны действовать решительно, чтобы Катар и ОАЭ испытали последствия своих действий. Если мы этого не сделаем, мы вознаградим их за неправильное поведение и пошлем сигнал другим странам, что они могут легко эксплуатировать американских рабочих. Это опасный прецедент, который не может быть предоставлен сотрудниками наших авиакомпаний, а также нашей страны», – апеллировали Паркер, Бастиан и Муньос.

Очередная битва в продолжающейся войне

Последняя статья — очередное из действий, предпринятых крупнейшими авиакомпаниями из США, недовольных экспансией авиаперевозчиков с Ближнего Востока на рынок США. Основным инструментом борьбы американских перевозчиков с конкуренцией со стороны региона Персидского залива является коалиция «Партнерство за открытое и справедливое небо», призывающая правительство США обратить внимание на нарушения соглашения об открытом небе с ОАЭ и Катаром, а также решительно выступающая против предполагаемой дотации в размере 50 миллиардов долларов местными органами власти для своих перевозчиков. В январе 2015 года коалиция опубликовала «белую книгу», в которой говорится, как говорится, «всесторонний обзор и анализ» проблемы.

Как правительства ОАЭ, так и Катара, а также руководства Эмиратов, Etihad Airways и Qatar Airways последовательно отвергают обвинения американских перевозчиков и утверждают, что их авиакомпании не получают незаконной государственной поддержки.

Андрей Бочкарев