Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила свой анализ финансового воздействия коронавируса (COVID-19) на мировую отрасль воздушного транспорта. По данным организации, потери авиации составляют от 63 до 113 миллиардов долларов. Это только предварительные оценки, так как потери грузовых операций пока не известны.
В предыдущем анализе IATA (опубликованном 20 февраля 2020 г.) упущенная выручка составила 29,3 млрд долл. США в соответствии со сценарием, в котором влияние COVID-19 будет в значительной степени ограничено рынками, связанными с Китаем. С тех пор вирус распространился более чем в 80 странах и серьезно повлиял на трафик и предварительную покупку билетов за пределами Китая.
Цены на акции авиакомпаний упали почти на 25 проц. с момента вспышки, что примерно на 21 процентный пункт больше, чем снижение, которое произошло во время кризиса атипичной пневмонии в 2003 году.
Чтобы учесть меняющуюся ситуацию с COVID-19, IATA оценила потенциальное влияние на доходы отрасли на основе двух возможных сценариев.
Сценарий 1 – ограниченный
Первый из них, в котором говорится об ограниченном распространении коронавируса, включает рынки с более чем 100 подтвержденными случаями COVID-19 (со 2 марта), переживающими резкий спад. Он также включает в себя снижение доверия потребителей к другим рынкам (Северная Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион и Европа).
Рынки, включенные в этот сценарий, и их ожидаемое снижение количества пассажиров в связи с COVID-19: Китай (-23 проц.), Япония (-12), Сингапур (-10), Южная Корея (-14) Италия (-24), Франция (-10), Германия (-10) и Иран (-16). Кроме того, спрос в Азии (исключая Китай, Японию, Сингапур и Южную Корею) снизится на 11 проц. Европа (без Италии, Франции и Германии) продемонстрирует падение спроса на 7 проц., а на Ближнем Востоке – 7 проц. (без Ирана).
Во всем мире это падение спроса означает потеря доходов в размере 11 проц. от пассажирских перевозок в мире, что в абсолютном выражении составляет 63 млрд долларов США. Потеря на рынках, связанные с Азией (включая Китай), составила бы 47 миллиардов долларов от этой суммы.
Сценарий 2 – обширный
Второй сценарий предполагает широкое распространение вируса. Этот сценарий использует аналогичную методологию, но на всех рынках, где в настоящее время имеется 10 или более подтвержденных случаев COVID-19 (по состоянию на 2 марта). Результатом сценария может стать 19-типроцентная потеря в глобальном пассажирском доходе, эквивалентная 113 миллиардам долларов. В финансовом отношении это будет масштаб, равный мировому финансовому кризису.
Сокращение числа пассажиров: Австралия, Китай, Япония, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Таиланд, Вьетнам (-23 процента, – 49,7 миллиарда долларов); другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона (-9 процентов, -7,6 миллиарда долларов); Австрия, Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Норвегия, Испания, Швейцария, Швеция, Великобритания (-24 процента, – 37,3 миллиарда долларов); другие европейские страны (-9 процентов, -6,6 миллиарда долларов); Бахрейн, Ирак, Иран, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты (-23 процента, – 4,9 миллиарда долларов); остальная часть Ближнего Востока (-9 процентов, – 2,3 миллиарда долларов); Канада и США (-10 процентов, – 21,1 миллиарда долларов).
Регионы Африки и Латинской Америки/Карибского бассейна не были явно включены в этот анализ рынка, поскольку в настоящее время в любом регионе нет стран, где бы было зарегистрировано как минимум 10 случаев заболевания COVID-19.
Стоит добавить, что цены на нефть падают с начала года (-13 долларов за баррель). Это может сократить расходы до 28 миллиардов долларов в счете за топливо до 2020 года. Однако этот фактор не смог спасти авиационную отрасль от коронавирусного кризиса.
«Это, без сомнения, кризис»
“События, связанные со вспышкой вспышки коронавируса, беспрецедентны. Всего за два месяца перспективы развития отрасли в значительной части мира резко изменились в худшую сторону. Неясно, как будет развиваться вирус, но независимо от сценария потери дохода в 63 миллиарда долларов или более широкого воздействия коронавируса, что приведет к потере дохода в 113 миллиардов долларов, это кризис”, – говорит Александр де Жюняк, генеральный директор IATA.
Он добавляет, что многие авиакомпании ограничивают трафик и принимают чрезвычайные меры для сокращения расходов. “Правительства должны принять это во внимание. Авиакомпании прилагают все усилия, чтобы оставаться на плаву. Поскольку правительства ищут меры стимулирования, авиационная отрасль должна будет рассмотреть вопрос о снижении налогов, сборов и расходов. Это чрезвычайная ситуация”, – подытожил де Жюняк.
Андрей Бочкарев