Деловая авиация вновь оказалась под прицелом экоактивистов. Ответ наших эспертов

Согласно недавнему отчету группы Transport & Environment (T&E), выбросы углекислого газа частными самолетами в Европе за период с 2005 по 2019 год увеличились почти на треть (31 проц.). Таким образом они росли быстрее, чем выбросы от коммерческой авиации.  Отчет под названием “Частные самолеты: могут ли сверхбогатые ускорить развитие безуглеродной авиации?” описывает влияние на климат частных самолетов в Европе и показывает, что они в среднем выбрасывают в 10 раз больше вредных веществ на одного пассажиры, чем самолеты частной авиации, и загрязняют воздух в 50 раз больше, чем поезда.

Результаты отчета показывают, что четырехчасовой полет частного реактивного самолета производит такое же количество выбросов, как и средний человек в течение года. Сотрудники T&E добавляют, что владельцы частных самолетов, средний собственный капитал которых составляет 1,3 миллиарда евро, могут помочь улучшить эту ситуацию, внося свой вклад в финансирование развития зеленых технологий, тем самым ускоряя инновации и более экологичные полеты для всех.

В отчете подчеркивается, что частные самолеты несмотря на пандемию в прошлом году продолжали активно использоваться. В августе 2020 года, когда большинство европейцев все еще сидели по домам, а коммерческие рейсы сократились на 60 процентов по сравнению с предыдущим годом, количество полетов на частных самолетах вернулось к уровню, предшествовавшему пандемии COVID-19. Например, только одного из европейских операторов продажи частных рейсов увеличились на 11,3 проц. только в июле 2020 года.

“Полет на частном самолете – это, наверное, худшее, что можно сделать для окружающей среды. И все же самые сверхбогатые продолжают летать, как будто никакого климатического кризиса не было. Обнадеживает тот факт, что рынок частных самолетов может стать инициатором прорыва в авиации в стиле Tesla, делая водородные и электрические самолеты, возможно, реальностью быстрее”, — сказал Эндрю Мерфи, директор авиационного отдела T&E.

Отчет также показывает, что:

7 из 10 наиболее загрязненных маршрутов частных самолетов в Европе – это Великобритания-Франция-Швейцария-Италия;

Частные самолеты, вылетающие из Великобритании и Франции, являются крупнейшим источником загрязнения, составляя более трети (36 проц.) от общего числа частных рейсов в Европе;

Каждый десятый рейс на частном самолете, вылетающий из Франции, выполняется в место назначения, находящийся на расстоянии менее 500 км;

Несмотря на непропорционально негативное воздействие частных самолетов на окружающую среду, они не облагаются налогом в большинстве европейских стран из-за освобождения от ETS ЕС и отсутствия налогообложения авиационного топлива.

Согласно расчетам T&E, введение налога на авиационное топливо пропорционально пройденному расстоянию позволит выручить 325 миллионов евро при условии, что он распространяется на все рейсы, вылетающие из ЕС и Великобритании. В отчете указывается, что средства, полученные таким образом, могут быть использованы для ускорения декарбонизации авиационного сектора.

“Хорошая новость в том, что вышеупомянутые короткие полеты – лучшая область для внедрения чистых технологий, таких как электрические и водородные самолеты. Европейские политики должны как можно скорее обложить налогом частные самолеты, использующие ископаемое топливо, а затем запретить их к 2030 году. Средства, полученные таким образом от сверхбогатых, следует инвестировать в более экологичные технологии, которые сделают полеты более экологичными”, — добавил Мерфи.

В то время как авиационный сектор в Европе готовится к открытию после пандемии, его воздействие на окружающую среду подвергается все более тщательному анализу и критике со стороны экологических активистов. Франция недавно запретила некоторые внутренние ближнемагистральные рейсы, а Великобритания разрабатывает собственные ограничения уровней авиационной эмиссии и ускоряет работу по запланированному сокращению эмиссии в преддверии саммита G7 в июне 2021 года, который она будет проводить.

В отчете представлены три рекомендации по ускорению декарбонизации в секторе и снижению непропорционального воздействия частных самолетов на изменение климата:

1. Водород и электричество. Не позднее 2030 года регулирующие органы должны разрешать использование только чистых водородных или электрических самолетов для частных полетов на маршрутах протяженностью менее 1000 км в Европе.

2. Введение оплаты за загрязнение. До запрета частных самолетов, работающих на ископаемом топливе в 2030 году, чтобы компенсировать их непропорциональное воздействие на изменение климата, следует установить более эффективную цену за выбросы углерода, налог на авиационное топливо и авиационный налог в зависимости от протяженности маршрута и вес самолета.

3. Альтернативный транспорт: компании и частные лица должны брать на себя обязательства гораздо реже использовать частные самолеты. С появлением новых технологий предлагается запретить полеты там, где доступен альтернативный транспорт, который не увеличивает время в пути более чем на 2,5 часа.

Забота об окружающей среде и борьба с изменениями климата – весьма благородное и нужное дело. Но, как известно, экологические активисты в погоне за пиаром часто “перегибают палку”. Справедливо отмечая, что рост количества частных рейсов способствовал увеличению выбросов, они игнорируют тот факт, что такие количество таких рейсов составляют ничтожные доли процента от количества рейсов регулярной авиации. И если авиационная отрасль ответственна всего за 2 процента всех выбросов, то не трудно заметить, что в них доля выбросов от частной и деловой авиации является ничтожной.

Излишнее рвение экологических активистов может привести к тому, что они “вместе с водой выплеснут ребенка”. Судя по тому же анализу организации Transport & Environment, подавляющее большинство частных рейсов выполняются с деловыми целями, т.е. осуществляются с для экономической пользы сообществ, а не для отдыха или посещения родственников, как в регулярной авиации. Это инструмент для увеличения качества жизни и обеспечения рабочих мест. Поэтому критика частной авиации со стороны экоактивистов нам кажется не совсем уместной на фоне других проблем. С другой стороны, она направлена на прослойку общества богатых людей, и поэтому легко завоевывает популярность и находит поддержку у европейских левых сил.

Введение налогов на авиационное топливо для частной авиации, предлагаемое организацией Transport & Environment, выглядит сомнительной мерой. Как показывает практика, подобные сборы практически никогда не используются по назначению.

Андрей Бочкарев