С мая большинство авиакомпаний в Европе начнут тестовые полеты по некоторым направлениям. Однако существует опасение, что немногие пассажиры решатся сесть в рейсовый самолет. Стимулировать рост пассажиропотока на первых порах придется чрезвычайно низкими ценами. К счастью основная статья расходов — цена на авиатопливо остается на относительно низком уровне.
В условиях кризиса самые большие потери понесли авиакомпании Европы. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в этом году прогнозирует падение воздушного движения на 48 процентов и 88 миллиардов долларов потерянных доходов. Для сравнения, в Северной Америке это снижение достигнет всего 37 процентов.
Но европейские рейсы и начнутся первыми. “Правда состоит в том, что воздушное движение возродится, потому что пассажиров привлекут низкие цены. Но изначально это не коснется дальнемагистральных рейсов”, – говорят аналитики авиационного портала demo.aviav.ru. Но возвращение к прежним объемам и масштабам будет очень сложным процессом для всей авиационной отрасли, где многие рабочие места исчезнут навсегда.
Европейские перевозчики выбрали разные стратегии выживания. Голландский KLM с начала апреля возобновил 10 процентов своих операций. Правда, как и другие авиакомпании, он предлагает только репатриационные рейсы. Большинство авиакомпаний, в первую очередь скандинавских, уволили сотрудников, обещая их вернуть в лучшие времена. Lufthansa, находясь на грани кризиса, отправила своих нетерпеливых бортовых сотрудников работать в больницы, так как они обучены оказанию первой помощи. Теперь не только правительство будет оплачивать им компенсацию за сокращение рабочего времени, но они смогут зарабатывать дополнительные деньги в больницах. Wizz Air уволила 20 процентов членов экипажей, остальным сократила заработок на 14 процентов. В свою очередь, в пятницу, 17 апреля, LOT объявил о намерении снизить заработную плату.
Глава Ryanair Майкл О’Лири уже объявляет ценовую войну
По словам О’Лири, первые регулярные рейсы начнут активизироваться в июне, а июль и август достигнут пика для последних отпускных рейсов. “Сегодня многие люди в Северной Европе сидят дома. И они действительно захотят полететь в отпуск, прежде чем придет время идти детям в школу. Когда все стихнет, сразу начнется продажа билетов, что для традиционных перевозчиков может оказаться неожиданностью”, – говорит глава Ryanair.
“Когда будут сняты ограничения, начнут заполняться самолеты, для этого будет достаточно низких цен”, – говорит О’Лири. По его словам на первых порах билеты будут стоить 9,99 евро, 4,99, 1,99 или даже 99 центов. Довольно смелое предположение, но учитывая характер этого эксцентричного руководителя и то, что сегодня 99 процентов флота Ryanair остается на земле, не приходится сомневаться в его последующей попытке вытеснить соперников с рынка демпингом, который он может себе позволить.
С другой стороны, его оптимизм контрастирует с опасениями и пессимизмом конкурентов. Lufthansa прогнозирует восстановление трафика уровня 2019 года только в 2023-2024 годах. Она теряет один миллион евро в день на содержании запаркованного флота. Все авиакомпании из этой группы обращаются за помощью к правительству. Потери British Airways составляют, по оценкам аналитиков, 150–200 миллионов евро в неделю, Air France KLM “сжигает” 25 миллионов евро в неделю.
В любом случае дальнемагистральные рейсы как лоукостеры, так и традиционные авиакомпании решатся возобновить не скоро. На таких маршрутах долго не будет альтернативы деловой авиации. В настоящее время компания Cofrance Sarl готовит привлекательные предложения для своих постоянных и новых клиентов, обещая повышенный комфорт и уровень эпидемиологической безопасности. В настоящее время она выполняет эвакуационные рейсы граждан из стран СНГ, волей судеб застрявших в разных, порой весьма экзотических странах, куда традиционные перевозчики пока или уже не летают.
Андрей Бочкарев