Многим людям в мире трудно понять, почему национальный авиаперевозчик Тайваня называется China Airlines. Перед лицом пандемии коронавируса пневмонии COVID19 из Ухани и ухудшения отношений Тайваня с Китаем все больше и больше тайванцев считают, что пришло время сменить название авиакомпании.
“В то время как национальные авиалинии Тайваня, China Airlines (CAL), привлекают внимание международного сообщества, с их названием возникает все больше путаницы”, – сказала Линь Цзя-лун, министр транспорта и коммуникаций Тайваня в субботу, 11 апреля, объявив, что он открыт для предложений об изменениях в названии перевозчика.
В последние месяцы China Airlines появилась в международных новостях в связи с такими событиями, как эвакуация тайванцев из Китая или с судна Diamond Princess, пришвартованного в Японии. В этом месяце Тайвань решил подарить нескольким странам часть своего запаса масок и других предметов медицинского назначения, которые были доставлены самолетами China Airlines, однако, поскольку в названии перевозчика фигурирует слово China, многие в странах-получателях не поняли, пришли ли подарки из Тайваня или из коммунистического Китая.
Сложные проблемы идентичности
China Airlines – одна из многих компаний на Тайване, в составе названия которой имеется слово China, например China Steel, China Trust Group, China Petroleum Corporation, что отражает официальное название Тайваня – Китайская Республика. Однако даже для тайванцев проблема использования брендов упоминаниями Китая и даже в официальном названии самой страны становится все более неприемлемой.
Если послушать мнение жителей острова, можно сказать, что в общем сознании есть две совершенно разные страны. В первом варианте Китайская Республика – это страна, которая является “настоящим Китаем”. Эту точку зрения в значительной степени признают люди, пришедшие из армии сторонников Чан Кайши, лидера Китайской Республики, которые, проиграв коммунистам в гражданской войне, эвакуировались на Тайвань, где они придя к власти, отказали в представительстве в ней коренным жителям Тайваня. Сторонники этой точки зрения, собравшиеся вокруг гоминьдановской партии, правящей до 2000 года, а также в 2008–16 годах, никогда не отказывались от притязаний на власть над всем Китаем, поэтому Тайвань и государственные предприятия Тайваня, такие как China Airlines, по их мнению являются китайскими компаниями.
Другие островитяне считают, что Тайвань – это страна, восстановившая независимость после японской оккупации в 1945 году и относятся к Чан Кайши и примерно 2 миллионам солдат, которые пришли с ним, как к новым оккупантом. Для этих тайванцев любые отношения с Китаем навязаны и носят искусственный характер, поскольку Тайвань является отдельной от Китая страной, и поэтому они не очень благосклонно относятся к «китайским» названиям компаний, которые являются наследием правления Гоминьдана.
В последние годы все больше и больше тайванцев заявляют о своей национальной идентичности, отличной от Китая. Китай, особенно для молодых людей, является отдельной страной, с которой они не чувствуют никакой связи, принимая при этом на Тайване западные ценности, такие как демократия, свобода слова или прогрессивные социальные изменения. Ухудшение отношений с Китаем также обескураживает в этой стране прогрессивных гоминдановцев, как и пример Гонконга, где на глазах всего мира Китай ограничивает гражданские права жителей этой бывшей британской колонии.
В последние месяцы агрессивная политика Китая в отношении Тайваня, которая включает военное давление на остров, а также попытка изолировать Тайвань на международной арене, включая Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), даже перед лицом эпидемии вируса пневмонии COVID19. Углубилось и желание тайванцев отрезать свои китайские корни.
Formosa Airlines, Yushan Airlines или Taiwan Airlines?
Существует вероятность того, что на волне сокращения названий со словом «Китай» бренд тайваньского национального авиаперевозчика изменится. 3 февраля группа за независимость Тайваньской республики призвала изменить название авиакомпании на Formosa Airlines (Формоза – это географическое название главного острова Тайваня) или на Yushan Airlines (Юшань – название самой высокой горы острова высотой почти 4000 м). 20 февраля Тайваньское американское общество старейшин обратилось с ходатайством об изменении имени перевозчика на Taiwan Airlines.
Со своей стороны, правительство Тайваня, основной акционер компании, не исключает поддержки предложенных изменений. Министр Лин заявила, что она принимает призыв изменить название CAL перед лицом пандемии коронавируса, но указала, что это будет фундаментальное решение, которое может оказать влияние на права на слоты и маршруты движения. Линь решила, что, поскольку перевозчик является игроком на фондовой бирже, акционеры CAL, а также граждане Тайваня должны выразить свое мнение о таком изменении.
Будет ли вето Китая?
С точки зрения акционеров China Airlines, любое изменение названия повлечет за собой риск потери ценных слотов за границей или прав на полеты. В оптимистичном сценарии права компании с новым именем перешли бы к правам существующей компании China Airlines. Однако для этого потребуется согласие иностранных партнеров, и, как показывает история, такое согласие очень часто зависит от позиции Китая, который руководствуется своей логикой.
Хотя Китайская Народная Республика никогда не имела власти на Тайване, после гражданской войны коммунистический Китай утверждал, что демократический Тайвань является частью Китая. Кроме того, Китай никогда не отказывался от права на вооруженный захват Тайваня, если остров официально объявит о независимости. С 2016 года, когда к правлению над островом партия Демократическая прогрессивная партия (ДПР), которую власти в Пекине обвиняют в “сепаратистских тенденциях”, Китай сильно усиливает давление на остров, практически пытаясь исключить название “Тайвань” из международного публичного пространства. Несколько лет назад Китай заставил авиакомпании со всего мира прекратить использовать имя “Тайвань” в поисковых системах, требуя, чтобы они использовали название “Тайвань, провинция Китая”. Опасаясь утраты прав на полеты в Китай, большинство авиакомпаний выполнили просьбу властей Пекина.
Хотя изменение названия China Airlines помогло бы избежать ошибок, допущенных China Airlines, перепутаной с авиакомпанией Air China, национальной авиакомпанией Китая и многими авиакомпаниями в Китае, в названии которых есть свои провинции, довольно сложно предположить, что Китай упустит возможность еще большей изоляции Тайваня после смены национальных названий авиакомпании этой страны.
В 90-х годах прошлого столетия, когда на ливрее самолетов China Airlines появился флаг Тайваня, Китай сообщил странам, в которые летает тайваньский перевозчик, что они либо сами лишат права CAL на полеты, либо сами утратят права полеты в Китай. В результате эти страны выбрали Китай, а China Airlines, опасаясь утери иностранных сообщений, сначала заказывала международные рейсы по некоторым направлениям, у некой Mandarin Airlines, а затем представила новую ливрею, используемую и сегодня, на которой флаг Тайваня был заменен на цветок сливы, признанный национальным цветком острова.
История 90-х годов и все более агрессивное отношение Китая к Тайваню не являются удобной ситуацией для шанса на успешную смену имени перевозчика. Однако растущее общественное мнение на Тайване о том, что пришло время сменить название своего национального перевозчика, трудно переоценить. Более того, China Airlines не станет первой государственной компанией, которая перестанет использовать “китайское имя” – после многих усилий тайваньское почтовое отделение уже работает под брендом Chunghwa Post.
Андрей Бочкарев