Согласно информации, полученной от “Росавиа”, в 2019 году в России было перевезено 128 миллионов пассажиров. Население этой страны (без учета жителей спорной территории Крыма) составляет 144,4 миллиона человек.

Показатели транспорта все еще позитивны, но российский воздушный транспорт обеспокоен серьезными проблемами, которые в основном носят политический характер российские авиакомпании с 2019 года не могут летать в Грузию. Украинский рынок для них также закрыт. В одной только России постоянно появляются новые перевозчики, поэтому растет конкуренция, что, в свою очередь, приводит к нехватке мест в аэропортах и снижению тарифов.
Однако на рынке по-прежнему доминируют крупные перевозчики. Самыми крупными 15 авиакомпаниями обеспечивается 92,6 процента всего трафика, в то время как в топ-5 лидируют Аэрофлот (37 млн пассажиров в 2019 г. т.е. 64,2 процента) и S7 (14,1 млн.), но в случае динамики роста у «Победы», принадлежащей к группе Аэрофлот, гораздо лучшие транспортные показатели, так в 2019 г. она зафиксировала увеличение перевозок на 43,2 процента, обогнав “Уральские Авиалинии”. “Ютаир” был в числе первых четырех, за ним следует “России” (также из группы Аэрофлот). У “России” были бы лучшие результаты, но эту авиакомпанию затронул кризис с B737 MAX. В противном случае у нее было бы 13 таких машин.
В то же время частный сектор явно расширяется, и авиакомпании, принадлежащие к этой группе, быстро растут. Это особенно относится к бюджетным перевозчикам Smartavia (до недавнего времени Nordavia), – увеличение перевозок на целых 70,9 проц., а также Azur Air и Royal Flight. Эти последние два перевозчика частично принадлежат турецким акционерам. Royal Flight летает в основном для турецкого турагентства Coral Travel, но после того, как к его флоту два Boeing 777-300 ER, появились и дальнемагистральные рейсы.
Но самые высокие темпы роста также были достигнуты частной авиакомпанией Azimuth, единственным в мире оператором, эксплуатирующим только очень аварийные машины Superjet-100. Несмотря на технические проблемы, в 2019 году было зафиксировано увеличение перевозок на 86,3 процента в связи с расширением парка транспортных средств и расширением сети сообщений. Однако известно, что эта авиакомпания получает средства из бюджета в качестве дотаций за региональные перевозки, на которых она в основном специализируется.
На этот год Минтранс России прогнозирует увеличение перевозок на уровне не выше 7 процентов. И это будет самая низкая динамика за последние 7 лет. Как видно из приведенных выше цифр, большую часть роста авиакомпаниям обеспечивали перевозки по отпускным маршрутам особенно в Турцию и Грузию. Обострение отношений с Турцией из-за сирийского конфликта может вызвать сокращение рейсов в эту страну по политическим соображениям это станет ударом по интересам перевозчиков.
Андрей Бочкарев
