Час пик для европейских аэропортов грозит коллапсом

Аэропорты всего мира пытаются решить проблему, которую IATA называет «кризисом пропускной способности». Между тем, инвестиции в технологии могут быть лучшим ответом на этот вызов. Ожидается, что количество авиапассажиров в 2036 году увеличится до 7,6 миллиарда.

Кризис пропускной способности

«У нас кризис мощностей, но необходимых инвестиций для решения этой проблемы не видно», – заявил Александр де Жюняк, генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Между тем, расходы на аэропортовые услуги растут. CAPA инвестирует в азиатские аэропорты около 500 миллиардов долларов, модернизирует их и строит новые здания. В аэропорту Сингапура строится пятый терминал, аэропорт в Гонконге получит третью взлетно-посадочную полосу, а в международном аэропорту Инчхон в Южной Корее добавится второй терминал. Для сравнения, на инвестиции в аэропорты в Европе будет выделено 200 миллиардов долларов США и 150 миллиардов долларов – на Ближнем Востоке. Через несколько месяцев будут открыты новые гигантские аэропорты: Beijing Daxing International и недавно построенный аэропорт в Стамбуле.

Приватизация не вариант

Приватизации еще недостаточно, согласно прогнозам де Жюняка. Более того, этим летом директор IATA предупредил, что правительства все чаще обращаются к частным компаниям для увеличения пропускной способности аэропортов (из 100 крупнейших аэропортовых групп 40 полностью или частично приватизированы). Приватизированные аэропорты «не оправдали ожиданий авиакомпаний», у многих перевозчиков был «слишком большой горький опыт», а обслуживание в приватизированных аэропортах было «определенно дороже». Действительно, пять из шести лучших аэропортов, которым отдали предпочтение даже пассажиры, оказались государственными.

«Мы до сих пор не видим преимуществ от приватизации аэропортов. Участники авиационного рынка очень разочарованы их состоянием. Мы считаем, что будет лучше, если право собственности на аэропорты остается в общественных руках», – сказал де Жюняк. ИАТА подвергла критике план французского правительства по приватизации Groupe ADP, являющуюся владельцем аэропортов в Париже.

Хотя де Жюняка поддерживает генеральный директор Lufthansa Карстен Шпор и союз ACI World, представляющий аэропорты мира, он отметил, что необходимость в модернизации аэропортов является неотложной, в то время как правительства связанны в расходах по рукам и ногам, а деньги на инвестиции должны откуда-то поступать.

Технологии для безопасности

Давление на отрасль увеличивается. По данным Европейской организации по безопасности воздушного движения (EUROCONTROL), до 2040 года только в Европе 16 аэропортов будут работать на пределе пропускной способности. Хотя растущее число путешественников увеличивает разрыв между спросом и эффективностью (ставшее причиной 45 процентов случаев задержек и отмены рейсов в Европе в 2018 году), EUROCONTROL утверждает, что борьба с загруженностью не является первоочередной задачей в применении технологий аэропортов. Безопасность, по мнению EUROCONTROL, должна быть на первом месте.

Общие расходы на ИТ в аэропортах в 2018 году составят 10 миллиардов долларов против 8,6 миллиарда долларов в 2017 году. Ожидается, что в 2019 году эта цифра снова будет выше. Аэропорты тратят около пяти процентов своих доходов на ИТ.

«Кибербезопасность, а затем и процессы самообслуживания находятся на первом месте в списке, поскольку к 2021 году значительная часть аэропортов планирует крупные программы исследований и разработки в этих областях», – заявил в прошлом месяце вице-президент SITA Эльбсон Квадрос.

Андрей Бочкарев