Правительство Гонконга согласилось оказать масштабную помощь Cathay Pacific на общую сумму 39 миллиардов гонконгских долларов (около 5 миллиардов долларов США), при условии вхождения в состав акционеров перевозчика.
Согласно плану рекапитализации, раскрытому через несколько часов после того, как оборот акций Cathay Pacific, а также крупнейших акционеров Группы, Swire и Air China, был приостановлен на Гонконгской фондовой бирже, городские власти объявили о согласии субсидировать авиакомпанию на сумму 150,3 миллиарда гонконгских долларов в обмен на 6,08 процента акций компании. Для этого правительство создаст компанию специального назначения Aviation 2020, которая будет купит на льготных условиях акции на сумму 19,5 млрд гонконгских долларов (2,5 млрд долларов) без права голоса и гарантирует приобретение дополнительных акций на сумму 1,95 млрд гонконгских долларов. Кроме того, правительство предоставит перевозчику бридж-кредит в размере 7,8 млрд гонконгских долларов. Со временем государственная поддержка может достичь 29,2 миллиарда долларов, говорится в сообщении South China Morning Post.
Соглашение также предусматривает выпуск акций стоимостью 11,7 млрд гонконгских долл., которые отойдут нынешним акционерам Cathay Pacific – Swire с 45 процентами акций Air China с 30 процентами акций Qatar Airways с 10 проц. акций. Эти компании уже выразили заинтересованность в приобретении активов. После того, как правительство Гонконга станет акционером, доли акции нынешних крупнейших акционеров сократятся до 42, 28 и 9,4 процента соответственно.
Спасение для местной экономики
Для властей Гонконга спасение Cathay Pacific в значительной степени равнозначно спасению местной авиационной отрасли. “Это не случайное лицо или случайная компания. Мы должны защищать авиационные права города, в противном случае мы могли бы прийти к структурному риску”, – сказал финансовый секретарь правительства Гонконга Пол Чан Мо-по, добавив, что цель государственной помощи — обеспечить долгосрочное экономическое развитие города и одновременно обеспечить возврат инвестиций для правительства.
В настоящее время перевозчик обслуживает более половины пассажиропотока в аэропорту и перевозит почти две пятых от общего объема грузов. По словам официальных лиц, банкротство Cathay Pacific создаст фундаментальную угрозу для авиационного сектора Гонконга. Более того, если авиаперевозчик не сможет выполнять воздушные операции и обслуживать маршруты, Гонконг может потерять свои ценные за рубежом позиции и слоты в пользу авиакомпаний из Китая или из-за рубежа, отмечает SCMP.
“Если бы мы не отреагировали на такое развитие событий, это могло бы поставить под угрозу положение Гонконга как международного воздушного узла, что затронуло бы другие сектора экономики, в результате чего и общие интересы Гонконга”, – добавил Чан.
По подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), авиационный сектор Гонконга, являющегося крупнейшим грузовым центром в мире и один из крупнейших аэропортов, обеспечивает в городе около 330 000 рабочих мест и наряду с международным туризмом генерирует 4,9 процента ВВП.
Сложная ситуация с флагманским перевозчиком города, который во время пандемии потерял более 99 процентов пассажиров по сравнению с тем же периодом предыдущего года и ежемесячно несет убытки 3 миллиардов гонконгских долларов (387 миллионов долларов) наличными, имеет место через один год после социальных волнений, а пандемия коронавируса COVID19 является серьезной проблемой для властей Гонконга. В последние месяцы Cathay Pacific пришлось запарковать большую часть своего флота из 238 самолетов. Перевозчик осуществлял только грузовые перевозки и эвакуацию пассажиров из/в несколько городов, таких как Лондон, Пекин, Лонс-Анджелес, Сидней и Токио.
Единственный вариант
Правительственная помощь Cathay Pacific также была необходима, потому что, согласно заявлению перевозчика, поиск коммерческого инвестора оказался безуспешным.
“Альтернативой был бы крах компании. Коммерческие кредиторы сейчас практически закрыты для авиакомпаний, у которых нет значительной государственной поддержки”, – сказал Патрик Хили, глава правления Cathay Pacific.
По словам анонимного источника South China Morning Post, отсутствие интереса коммерческого сектора к оказанию помощи Cathay Pacific было вызвано деликатной политической ситуацией, связанной со структурой собственности перевозчика. В августе прошлого года, против своей воли, перевозчик оказался в центре внимания китайских властей, пытаясь остановить общественные протесты в Гонконге. В результате после пропагандистской кампании против Cathay Pacific перевозчик понес имиджевые потери. Есть много признаков того, что прошлогодние события могут быть потенциальным предупреждением для коммерческих инвесторов.
Получив 6 процентов акций, у правительства Гонконга будет два места в наблюдательном совете компании. Правительственные чиновники не получат права голоса. Однако они будут оказывать косвенное влияние на решения компании, то есть смогут контролировать соблюдение политической линии власти. Хан объявил, что это будут не чиновники, а люди с большим опытом ведения бизнеса.
“Правительство не планирует долго сидеть в Cathay Pacific. Мы также не планируем влиять на повседневное управление”, – заявил Чан.
Солидный стартовый пакет для посткризисного периода
По мнению многих наблюдателей, 5 миллиардов долларов, привлеченных перевозчиком, помогут не только пережить кризис, но и расширить рынок сразу после окончания пандемии COVID19.
“Этот план рекапитализации хорошо согласуется с более длительными планами Cathay Pacific. Крупные авиакомпании, обладающие достаточной ликвидностью, могут получить значительную долю рынка сразу же после кризиса COVID19”, – сказала Луя Ю, аналитик BOCOM International.
Подобный значительный “стартовый пакет” стоимостью более 10 миллиардов долларов, позволяющий задуматься не только о том, как пережить кризис, но и о расширении бизнеса, недавно получил Singapore Airlines, главный азиатский конкурент Cathay Pacific из премиального сегмента. В свою очередь, Lufthansa также получила 9 миллиардов евро от немецких налогоплательщиков. Масштаб помощи, предоставляемой крупным авиакомпаниям, говорит о том, что после пандемии процессы поглощения будут ускоряться.
По словам представителей авиакомпании, Cathay Pacific планирует оказаться в группе перевозчиков, усиливших свое влияние после пандемии. Несмотря на получение финансовой помощи от правительства Гонконга, авиакомпания все еще предпринимает болезненные меры, чтобы пережить трудные времена. На сегодняшний день Cathay Pacific сократила занятость на некоторых иностранных базах и рассматривает возможность дальнейшего сокращения. Перевозчик подготовил второй раунд снижения оплаты труда руководства компании и программу добровольного увольнения.
По словам Хили, в четвертом квартале этого года власти Cathay Pacific планируют всесторонний анализ всех аспектов своей бизнес-модели и готовы к “трудным решениям”, таким как пересмотр заказов на самолеты.
Андрей Бочкарев