Большинство государств-членов Европейского Союза требуют приостановить на время пандемии выполнение некоторых правил, касающихся прав авиапассажиров. Брюссель протестует.
Права потребителей, в том числе пассажиров самолетов или клиентов турагентов, очень ревностно защищаются Европейской комиссией. “Потребители в ЕС лучше всего защищены в мире. Мы не намерены менять это во время пандемии, кризиса туризма или авиакомпаний.
‘Клиенты и пассажиры должны иметь право взыскать деньги”, – недавно заявила вице-президент Европейской комиссии Вера Юрова корреспонденту нашего портала. Она признала, что помощь нужна перевозчикам или туристическим агентствам, которые борются с нехваткой ликвидности, и им сложно оправдать ожидания клиентов в отношении возврата денег за оплаченные и нереализованные услуги. И эти ваучеры вместо наличных возможны. “Мы можем это обсудить, но в конечном итоге выбор должен оставаться за потребителем”, – сказала Юрова. Комиссар по транспорту Адина Валеан в интервью голландской ежедневной газете NRC (Нидерланды уже разрешили компаниям предлагать ваучеры) объявил о санкциях. “Комиссия примет меры против решений, нарушающих европейское законодательство”, – сказала румынка.
Тем не менее, Комиссия столкнулась с сильным сопротивлением со стороны правительств стран-членов, которые требуют временной приостановки действия действующего законодательства ЕС. Польша вместе с 11 другими странами выступила с заявлением, призывающим ЕС предпринять такие экстраординарные действия. В нем говорится, что постановление ЕС от 2004 года, предусматривающее обязательство по возврату наличных денег за аннулированные билеты, если так решит пассажир, теперь ставит авиакомпании в сложное положение. “Когда разрабатывался этот регламент, нынешний глобальный кризис и его влияние на воздушные перевозки нельзя было предвидеть. Общая цель ЕС и его государств-членов должна состоять в том, чтобы сохранить структуру европейского рынка воздушного движения во время нынешнего кризиса, учитывая при этом интересы и необходимую защиту пассажиров”, – говорится в обращении 12 стран ЕС к Еврокомиссии.
Помимо Польши, подписантами этого заявления являются Бельгия, Болгария, Кипр, Чехия, Греция, Франция, Ирландия, Латвия, Мальта, Нидерланды и Португалия. Как неофициально сообщают дипломаты, такую позицию также поддержали Германия, Испания, Эстония и Румыния на последней встрече министров транспорта ЕС, состоявшейся на прошлой неделе. В случае любого голосования это дает квалифицированное большинство для принятия решения.
Комиссия еще не ответила непосредственно на запрос группы стран. “ЕК подготовит комплексное предложение об открытии общей экономики, включая транспорт, восстановление свободы передвижения, будущее туризма и права пассажиров. Все это взаимосвязано”, – сказал Эрик Мамер, представитель ЕС. Комиссар Валеан сделал встречное предложение. “Дания обеспечила большую привлекательность ваучеров (чем возврата средств — прим. редакции) с гарантией от банкротства. Повышение привлекательности ваучеров — очень хороший вариант. Я поддерживаю это больше, чем игнорирование европейского законодательства”, – сказал комиссар.
В свою очередь, комиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер заявила, что у пассажиров также есть финансовые проблемы, на них нельзя перекладывать проблемы перевозчиков. Тем более, что пассажиры, как налогоплательщики, уже помогают авиакомпаниям через многомиллиардные пакеты поддержки. Правительства Франции и Нидерландов пообещали альянсу Air France-KLM 9 миллиардов евро. Lufthansa обсуждает поддержку с правительствами Германии и Бельгии. Были мнения, что перевозчики также должны приложить усилия. И если они хотят денег от государства, они должны начать переходить на более экологические нормы, чтобы выполнить обязательства перед ЕС по сокращению выбросов CO2.
Критики отмечают, что авиационная отрасль годами пользуется государственной поддержкой через освобождения от налога на топливо. И что любая новая помощь может предоставляться при определенных условиях. Например, во Франции государственная помощь Air France должна быть связана с обещанием сокращения выбросов CO2, а также с изменением стратегии для внутренних рейсов. Особенно в ситуациях, когда существует альтернатива в виде поездки на поезде, если ее продолжительность составляет менее 2,5 часа.
Андрей Бочкарев