В конце этой недели British Airways, крупнейший в мире оператор Boeing 747, объявил о немедленном выводе из эксплуатации самолетов этой модели. Авиакомпания видит лучшее будущее в более экономичных Boeing 787 и Airbus A350.
Решение British Airways можно рассматривать как символическое завершение эры эксплуатации пассажирских Boeing 747 по всему миру. Хотя эти самолеты по-прежнему используются в ливрее других перевозчиков, именно British Airways, входящая в группу International Consolidated Airlines Group, до недавнего времени была наиболее значительным пользователем этой модели, которая все еще видела их коммерческий потенциал в пассажирских операциях.
“Маловероятно, что наша великая “королева неба” когда-нибудь снова будет выполнять коммерческие операции для British Airways”, – говорится в заявлении авиакомпании.
Непосредственной причиной решения British Airways стало снижение спроса на полеты, вызванное пандемией коронавируса COVID-19. Ограничения на передвижение, введенные отдельными странами, привели к турбулентности и непредсказуемости на рынке пассажирских авиаперевозок, ставя под вопрос будущее многих авиакомпаний.
Британский перевозчик заявляет, что в новых условиях он будет осуществлять деятельность с использованием современных и экономичных самолетов, таких как Boeing 787 и A350, и ожидает, что парк этих машин позволит ему достичь своей цели добиться нейтральности выбросов к 2050 году.
Уход легенды
Boeing 747 – модель, которая занимает особое место в сердцах любителей авиации. Этот самолет, легко узнаваемый благодаря характерному “горбу” на фюзеляже, дебютировал на коммерческих рейсах в 70-х годах прошлого века, превратив межконтинентальные авиаперелеты из объектов для элитной группы людей в средство передвижения для всех, стимулируя развитие туризма и предоставляя возможность исследовать мир. “Королева неба”, которая праздновала 50-летие коммерческой службы в феврале прошлого года, в последнее десятилетие становилась все менее выгодной в новых реалиях, проигрывая конкуренцию с более современным поколением двухмоторных самолетов, позволяющих его операторам не только выполнять рейсы более экономично, но и отходя от операционной модели, ориентированной на обслуживание пассажирских перевозок через хабы, в пользу модели, позволяющей напрямую соединять пары городов.
Тот факт, что последнее десятилетие не было благосклонным к Boeing 747, лучше всего иллюстрируется на примере их внутреннего рынка – в США. В течение многих лет “королева неба” была не только основой многих американских авиакомпаний, но и символом гражданской авиации страны, увековеченной в голливудских фильмах. В 2019 году Boeing 747 можно было видеть в ливрее американских авиалиний только в «Однажды … в Голливуде».
Lufthansa, Korean Air и Air China – последний шанс для поклонников B747
Boeing, производитель модели, годами сигнализировал о возможности прекращения ее производства. Только случайные заказы на грузовую версию машины позволили отложить это решение. Наконец, в прошлом году американский производитель и поставщики договорились о новом, уменьшенном количестве запасных частей, доступных на рынке, дав понять о скором завершении программы. Все указывает на то, что последними Boeing 747 будут машины, заказанными правительством Соединенных Штатов для перевозки президентов страны.
Теоретически, пассажиры Lufthansa, Korean Air и Air China имеют наибольшие шансы путешествовать на гигантских реактивных самолетах, которые располагают в своем парке несколькими 747-8i – последние версии модели. В настоящее время эти самолеты запаркованы в связи с пандемией коронавируса, поэтому неизвестно, вернутся ли машины в эксплуатацию.
Вполне возможно, что четырехмоторный самолет будет снят с обслуживания пассажиров по экономическим причинам и переоборудован в грузовое воздушное судно. Подобная судьба случилась в прошлом с трехдвигательным конкурентом Boeing 747, то есть моделью McDonnell Douglas MD-11. Эти воздушные суда больше не перевозят пассажиров, но все еще используются для перевозки грузов.
Андрей Бочкарев