С уходом Bombardier из сегмента коммерческих самолетов судебные тяжбы потеряли смысл. Спор между Бразилией и Канадой касался тогдашней программы C-Series, которая сегодня является частью семейства A220 концерна Airbus.
Тяжба началась в 2017 году, когда Бразилия инициировала во Всемирной торговой организации (ВТО) дело о более 3 миллиардов долларов субсидий, незаконно предоставленных Bombardier правительствами Канады и Квебека.
Государственная субсидия в той форме, которая была предоставлена Квебеком, искажала условия конкуренции на мировом рынке коммерческих самолетов, нанося ущерб Embraer и другим потенциальным производителям, а также нарушала правила международной торговли ВТО.
“Embraer считает, что производители коммерческих самолетов должны конкурировать на основе качества своей продукции, а не объема стимулов, которые они получают от своих правительств”, – говорится в сообщении бразильской компании.
Однако с продажей программы C-Series, еще в 2017 году, компании Airbus, спор о субсидиях оставался эффективным, чтобы уравновесить конкуренцию бразильских самолетов семейства E-Jet.
В официальном сообщении Embraer поддержал решение правительства Бразилии прекратить процесс в ВТО, заявив, что в связи с уходом Bombardier с рынка коммерческой авиации и передачей программы C-Series компании Airbus, которая переименовала ее в A220, торговый спор больше не является наиболее эффективным способом восстановления сбалансированных условий конкуренции на рынке.
Помимо производства самолетов в Канаде, Airbus также располагает второй линией окончательной сборки в США, в городе Мобил, штат Алабама, где также производятся самолеты семейства A320. С изменением сценария спор с Канадой потерял силу, что потребовало новой стратегии со стороны бразильских властей, чтобы создать сбалансированные условия для Embraer для оспаривания одного из наиболее важных сегментов коммерческой авиации.
“Embraer поддерживает инициативу Бразилии по началу переговоров о новых, более эффективных правилах государственной поддержки в секторе коммерческой авиации, как наилучший способ достижения справедливых и сбалансированных условий конкуренции на этом рынке, согласно успешному опыту Sectoral Understanding Aeronautics ( ASU) об экспортных кредитах, подписанных в 2007 году в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)”, – говорится в сообщении от Embraer.
В июле 2018 года Airbus включил всю программу C-Series в семейство коммерческих самолетов, переименовав модель в A220. В настоящее время часть производства производится в Соединенных Штатах, что позволяет избежать дополнительных сборов, налагаемых правительством США на эту модель.
Дополнительный налог в размере почти 300 проц. на каждый самолет серии C стал ответом Вашингтона именно на субсидии, предоставленные Квебеком в 2017 году. При производстве самолета в Соединенных Штатах налог не взимается.
Андрей Бочкарев