Bombardier и Garuda вновь в центре коррупционного скандала

Управление по борьбе с коррупцией (SFO) Великобритании начало расследование в связи с подозрением в том, что Bombardier давала взятки по контракту на продажу индонезийских самолетов Garuda.
Канадский производитель коммерческих самолетов и подвижного состава обратил внимание SFO на использование посредников после того, как агентство заключило рекордное соглашение в 2017 году с Rolls-Royce и в январе 2020 года с Airbus. Оба соглашения касались продажи самолетов или двигателей компании Garuda и авиакомпаниям других стран. Представитель Bombardier сказал в Монреале, что он был проинформирован об этом расследовании несколькими неделями ранее и готов сотрудничать. Он также назначил внешних юристов для проведения внутреннего аудита. Глава Garuda, Ирфан Сетиапутра, также объявил, что будет сотрудничать в расследовании дела. Эрик Тохир, министр государственных предприятий Индонезии, отреагировал аналогичным образом.

В основе дела лежат пять процедур закупок с участием различных производителей, в том числе покупка и аренда в 2011–2012 годах компанией Garuda Indonesia регионального самолета CRJ1000. Bombardier после многочисленных кадровых перестановок и дорогостоящих неудач за последнее десятилетие объяснил, что SFO проверяет те же транзакции, которые привели к осуждению предыдущего главы Garuda в мае. Канадская компания продала шесть машин CRJ1000 в 2012 году и одновременно сдала в аренду такое же количество машин. У Garuda сейчас 18 таких самолетов.

Индонезийский суд приговорил бывшего директора Garuda Эмирсиа Сатара (2005-14) к 8 годам тюремного заключения за взяточничество и отмывание денег, связанных с заказом на двигатели Rolls-Royce и самолеты Airbus. В 2017 году RR согласился выплатить более 800 миллионов долларов SFO и Министерству юстиции США, чтобы они отказались от обвинений в коррупции чиновников в 6 странах. В феврале Airbus согласился выплатить рекордный штраф в размере 4 миллиардов долларов в рамках урегулирования дела о взяточничестве и коррупции с прокурорами Великобритании, Франции и США в течение как минимум 15 лет.

В соответствии с соглашениями об отсрочке судебного преследования в пределах компетенции SFO компании могут получить шанс урегулировать штраф и избежать уголовных обвинений, если они помогут в расследовании и проведут серьезные внутренние изменения. Новый (с апреля) президент Bombardier Эрик Мартель заявил журналистам, что SFO обратилось к компании с подозрениями. “Они связались с нами несколько недель назад, мы предложили свою поддержку в расследовании. Мы не знали об этом в компании”, – сказал он.

В рамках так называемой сделкой о признании вины в делах о коррупции, штраф для компании может быть уменьшен, если она привлечет внимание властей к нарушению или признает некоторые из обвинений. Rolls-Royce избежал большего штрафа за чрезвычайное,  по мнению судьи, сотрудничество. После сообщения о SFO в 2016 году в Airbus была проведена радикальная перестройка управления. Однако расследование оказало серьезное влияние на продажи и отношения с авиакомпаниями. Bombardier проводит реструктуризацию с 2015 года, в этом году отказался от подразделения гражданских самолетов, продал его Mitsubishi HI и сосредоточилась на более привлекательных деловых самолетах.

Глава компании Эрик Мартель объявил, что Bombardier работает над планами по сокращению затрат и сокращению производственных мощностей, оставив подразделение подвижного состава Alstom. В четвертом квартале концерн увеличит поставки бизнес-джетов Global 7500 до 12 по цене примерно 73 миллиона долларов США с 8 в третьем квартале.  При этом поставки деловых самолетов снизились до 24 с 31 год назад, но общая выручка увеличилась на 10 проц. благодаря более высокой стоимости Global 7500. В течение года общий объем поставок снизится на 30 процентов из-за пандемии. Квартальная операционная прибыль EBITDA составила 176 млн долларов США по сравнению с 255 млн долларов США годом ранее.

Андрей Бочкарев