Bombardier Global Express – дальнемагистральный самолёт бизнес-класса. Выпускается компанией «Bombardier Aerospace» (Канада, Торонто). Сейчас в эксплуатации три варианта этой модели – базовый вариант Global Express, Global 5000 и Global 6000. Кроме того, в разработке находятся Global 7000 и Global 8000.
Global Express был модифицирован для выполнения операций военного назначения. Он эксплуатируется Royal Air Force Raytheon Sentinel, the United States Air Force E-11A и United Arab Emirates Air Force.
Global Express может совершать межконтинентальные перелёты без дозаправки (например, Нью-Йорк – Токио).
В своём классе Global Express составляет конкуренцию Airbus Corporate Jet, Boeing Business Jet и Gulfstream G550/650.
Проектно-конструкторские работы
«Bombardier Aerospace» приступила к разработкам самолёта в 1991 году. Официально программа стартовала в 1993 году. Первый полёт состоялся 13 октября 1996 года.
У Global Express такое же поперечное сечение и длина фюзеляжа, как у самолётов семейства Bombardier CRJ. Однако, несмотря на эти сходные величины, назначение у этих машин разное.
Global Express обладает принципиально новым крылом со сверхкритическим профилем и стреловидностью в 35°, а также современным T-образным хвостовым оперением. Его силовая установка состоит из двух турбореактивных двухконтурных двигателей BMW RollsRoyce BR-710 с электронной цифровой системой управления. Современная кабина пилотов оснащена шестью экранами комплекса Honeywell Primus 2000 XP EFIS. По желанию заказчика могут быть установлены индикаторы (проецирования показаний приборов) на лобовом стекле.
О строительстве Global Express было объявлено на конференции Национальной ассоциации бизнес-авиации, которая состоялась 28 октября 1991 года. В следующем году на выставке этой же ассоциации прошла демонстрация полномасштабной модели кабины этого самолёта. Разработки начались в начале 1993 года. Официально программа строительства Global Express стартовала 20 декабря 1993 года.
В реализации программы строительства Global Express принимают участие три дочерние компании «Bombardier Aerospace». «Canadair» занимается строительством носовой части.
«Short Brothers» конструирует гондолы, горизонтальный стабилизатор и переднюю часть фюзеляжа. «De Havilland Canada» строит хвостовую часть фюзеляжа, вертикальное хвостовое оперение, а так же производит сборку. Кроме того, в строительстве самолёта принимает участие японская компания «Mitsubishi Heavy Industrie». Она конструирует крылья и центральные секции фюзеляжа.
Global 5000
Global 5000 построен на основе Global Express. По сравнению с базовой модификацией у него короче носовая часть фюзеляжа и меньше максимальная полётная дальность.
О строительстве Global 5000 было объявлено 21 октября 2001 года. Само строительство официально началось 5 февраля 2002 года. Первый полёт состоялся 7 марта 2003 года. Прежде всего, в ходе этого полёта проводилась проверка основных функциональных возможностей и оценка пилотажных характеристик машины.
Global 5000 впервые был продемонстрирован публике на Парижском авиасалоне в июне 2003 года.
Global 5000 способен развивать крейсерскую скорость 0.89 Маха, что делает его одним из самых быстрых дальнемагистральных самолётов.
В своей стандартной конфигурации самолёт может нести на своём борту до 18 пассажиров. В хвостовой части можно оборудовать комнату отдыха или спальню. Есть полностью оборудованная кухня и два санузла.
Первоначально максимальный взлётный вес у Global 5000 был 40.200 кг. Но в последствие его увеличили до 41.954 кг. Это позволило брать на борт больший запас топлива и, таким образом, увеличить максимальную полётную дальность – 9.637 км. Максимальная полётная высота 16 тыс. метров. Стандартная скорость захода на посадку 200 км/час. Для приземления требуется примерно 790 м взлётно-посадочной полосы.
Global 5000 имеет следующие отличия от базовой модели Global Express:
– длина фюзеляжа короче на 313 мм;
– максимальный взлётный вес меньше на 2.500 кг;
– максимальная дальность полёта короче на 1.200 морские мили;
– отсутствие топливного бака в хвостовой части фюзеляжа;
– иное расположение авиационного и радио-электронного оборудования в кабине пилотов.
Global 6000
Global 6000 – это улучшенная модификация базовой модели. О её строительстве было официально объявлено на выставке Национальной ассоциации бизнес-авиации в Орландо (СЩА, Флорида) 6 октября 2003 года.
Global 6000 превосходит базовую модель по круизной скорости и дальности полёта. Кроме того, у него более удобная компоновка салона.
Увеличение дальности полёта достигнуто за счёт дополнительного топливного бака, который установили на корневом сечении крыла.
Время заправки Global 6000 меньше, чему у базовой модификации. Это достигнуто благодаря улучшенным компьютерным системам и механическим доработкам.
Global 6000 поступил в эксплуатацию в начале 2012 года.
Его стоимость составляет 45.5 миллиона долларов США.
Гражданские модификации
– BD-700-1A10: Global Express и Global 6000 (или Global Express XRS);
– BD-700-1A11: Global 5000;
Военные модификации
-GlobalEye multi-role AEW&C;
-Raytheon Sentinel R;
-Saab Swordfish$
-E-11A.
Технические данные
Модель | Global 5000 | Global 6000 |
Состав экипажа | 3 | 4 |
Максимальная пассажирская загрузка | 18 | 18 |
Длинна | 29.5 м | 30.3 м |
Размах крыла | 28.7 м | 28.7 м |
Площадь крыла | 94.8 кв. м | 94.8 кв. м |
Высота | 7.8 м | 7.8 м |
Длина салона | 12.41 м | 13.8 м |
Ширина салона | 2.41 м | 1.98 м |
Высота салона | 1.88 м | 1.88 м |
Максимальная стояночная масса | 42.071 кг | 45.246 кг |
Максимальный взлётный вес | 41.957 кг | 45.132 кг |
Максимальный посадочный вес | 35.652 кг | 35.652 кг |
Максимальный вес без топлива | 26.308 кг | 26.308 кг |
Эксплуатационная масса | 23.070 кг | 23.691 кг |
Максимальная масса топлива | 17.804 кг | 20.434 кг |
Максимальная загрузка | 3.238 кг | 2.617 кг |
Двигатели | Rolls-Royce BR710 A2-20 | Rolls-Royce BR710 A2-20 |
Тяга | 65.6kN | 65.6kN |
Максимальная скорость | 934 км/час | 934 км/час |
Крейсерская скорость | 902 км/час | 902 км/час |
Взлётная дистанция | 1.689 м | 1.974 м |
Посадочная дистанция | 814 м | 814 м |
Максимальная высота при эксплуатации | 15.545 м | 15.545 м |
Начальная крейсерская высота | 12.497 м | 12.497 м |