Boeing меняет программное обеспечение MAX 8 и систему обучения пилотов

Французские специалисты из BEA загрузили и скопировали записи обоих бортовых самописцев  разбившегося 737 MAX 8 Ethiopian Airlines  и передали их следователям, а Boeing завершает работу над новым программным обеспечением для этой модели. Это самые важные новости выходных. Взлет самолета 737 MAX 8, отправляющегося в рейс №302,  проходил нормально, в соответствии со стандартной процедурой, и продолжался в обычном режиме до первого контакта с вышкой.

Человек, который в Аддис-Абебе слушал записи разговора пилота с диспетчерской вышкой, заявил, что самолет взлетел только в начале необычно высокой скорости – 400 узлов (740 км/ч) вместо обычных 200-250 узлов (320-400 км/ч), что слишком много. Через минуту-две капитан Яред Гетачев спокойным голосом попросил диспетчеров разрешения  остаться на том же курсе и подняться до 14 тысяч метров.  «Он сказал, что у него проблемы с управлением полетом, поэтому он хотел лететь выше. Менее чем через две минуты уже в панике он сообщил: Break, break, request back to home. Он получил разрешение вернуться с правым разворотом, поскольку слева был город. Может быть, прошла минута, и мигающая точка на радаре исчезла», – сказал он агентству.

Газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что первоначально самолет находился ниже минимальной безопасной высоты, а на большей высоте еще немного  поднялся, а затем снизился на несколько сотен футов с аномально высокой скоростью. Затем он исчез с радара над военной зоной и потерял связь с башней через пять минут после старта.

Самолет исчез с радара на высоте 10 800 футов над уровнем моря, аэропорт находится на высоте 7600 футов, поэтому самолет находился над землей примерно в 3000 футах. По словам экспертов, пилоты обычно просят разрешения на  большую  высоту, когда у них возникают проблемы с землей, чтобы получить свободу маневра и избежать помех местности. Вокруг столицы Эфиопии возвышаются холмы, а на юге – гора Энтонто.

«Ждем результатов. Мы делаем все возможное, чтобы определить причину аварии. Такое расследование требует много времени, прежде,  чем можно будет делать конкретные заявления», – сказал министр транспорта Дагмавит Могес журналистам в Аддис-Абебе. Она добавила, что были выданы временные свидетельства о смерти, последние будут выданы через две недели, а у родственников погибших были взяты образцы ДНК. «Идентификация будет проводиться признанными международными организациями с участием Интерпола», – добавила министр.

По словам родственников, для получения останков сильно сгоревших и неполных останков может потребоваться до 6 месяцев. Семьи жертв получили килограмм сгоревшей земли с места катастрофы.

В обеих катастрофах пилоты вскоре после старта попросили разрешения вернуться. «Похоже, на Lion Air, т.к. полет длился всего шесть минут. «Мы видим явное сходство  нашей катастрофы с катастрофой Lion Air», – сказал президент Ethiopian Airlines Тевольде Гебремариам.

«Так было и с индонезийским самолетом. Пока что сходство между двумя бедствиями было четко определено», – заявил представитель Минтранса Эфиопии Мусе Йихейс. Данные были успешно восстановлены. Министерство поблагодарило правительство Франции. Оно обещало дать дополнительную информацию через три-четыре дня.

По словам американцев, информация из эфиопской аварии и данные о маршруте полета показывают сходство. По словам двух человек, следователи обнаружили элемент стабилизатора, расположенный в необычном положении, как и у самолета Lion Air.  Сходство между этими двумя случаями предполагает большую вину Boeing и меньшую  – авиакомпании.

Boeing с новым программным обеспечением

Президент Boeing Деннис Муйленбург объявил в воскресенье в сообщении, что компания завершает работу по изменению программного обеспечения и обучению пилотов. «Новая версия программного обеспечения должна исправить  реакцию системы Maneuvering Characteristics Augmentation System на неправильные сигналы от датчиков», – пояснили в компании. В субботу различные источники сообщили, что новое программное обеспечение будет готово через 7-10 дней.

Согласно СМИ, Boeing и FAA придерживались разных мнений относительно степени подготовки пилотов и изменения программного обеспечения. Компания высказалась за то, чтобы разослать пилотам в основном печатные материалы, объясняющие «функционирование автоматического устройства против сваливания и как реагировать на его ошибочное поведение». FAA настаивала, чтобы пилоты имели инструкции на своих ноутбуках.

«Одной из идей для новой подготовки пилотов является дополнительная 10-15-минутная тренировка на iPad, объясняющая работу нового программного обеспечения», – сказал представитель организации пилотов в American Airlines,  контролирующий полномочия по допуску на  B737, Деннис Таджер. Однако новое обучение не будет введено, пока не будет создана новая версия программного обеспечения.

Boeing, несмотря на приостановку поставок MAX, производит их на заводе в Рентоне в обычном режиме. Sunday Seattle Times сообщила, что анализ Boeing для обеспечения безопасности новой системы управления полетом под названием MCAS в B737 MAX имел несколько существенных недостатков. Анализ не оценил мощь этой системы, а авиационный офис FAA не проводил никаких подробных проверок и не следовал стандартной процедуре сертификации MAXa.   Интересно, что эксперты обратились к  Boeing и FAA за  разъяснениями и  попросили их ответить 11 дней назад, до крушения эфиопского самолета.

Андрей Бочкарев