Boeing и Китай укрепляют сотрудничество несмотря на торговую напряженность

Производитель запасных частей и компонентов для самолетов компания Boeing Tianjin Composites (BTC) заложила фундамент для строительства нового производственного комплекса, значительно увеличивающего площадь существующего завода. Это еще один пункт плана по увеличению присутствия американского производителя в Поднебесной.

Сборочный цех Boeing 737 MAX в Китае
Сборочный цех Boeing 737 MAX в Китае

В то время как продолжающаяся торговая война между Китаем и Соединенными Штатами во многих случаях рассматривается как предпосылка для снижения вовлеченности Поднебесной в глобальные производственные процессы, Boeing последовательно стремится увеличить инвестиции в Китай. Стремясь захватить большую долю на прибыльном авиационном рынке страны, который, по всей вероятности, станет крупнейшим авиационным рынком в мире в следующем десятилетии, производитель из Чикаго пытается развивать свою производственную деятельность, подражая, среди прочего, своему основному конкуренту, то есть консорциуму Airbus,  в течение многих лет уделяющему большое внимание развитию своих производственных мощностей в Китае.

Цель – удвоить производство

Расширение позволит более чем удвоить текущую производственную площадь объекта. В то же время будут построены новые помещения, такие как офисы, конференц-залы, новая столовая для сотрудников, складские помещения, подземная автостоянка, фитнес-центр, душевые и детский сад.

«С тех пор как мы начали свою деятельность в Китае 47 лет назад, Boeing оказывает поддержку китайским общинам, работая вместе с партнерами, чтобы укорениться и расширить свое присутствие. Расширение BTC является одним из последних примеров стремления Boeing расти вместе с авиационной отраслью Китая и строить будущее вместе», – сказал Шерри Карбари, президент Boeing China.

Расширение объекта должно осуществляться таким образом, чтобы можно было использовать с пользой для окружающей среды все инновации, такие как солнечные батареи, системы сбора и утилизации дождевой воды и канализационных стоков, светодиодное освещение во всем здании или водосберегающие санитарные установки. Руководство BTC гарантирует, что оно будет стремиться получить «платиновый» сертификат в процессе сертификации экологически чистого строительства, присуждаемый Leadership in Energy & Environmental Design (LEED).

«BTC, совместное предприятие компании Boeing и корпорацией авиационной промышленности Китая (AVIC), в настоящее время производит около 13 000 комплектующих в месяц, которые затем используются на всех коммерческих моделях самолетов от чикагского производителя. На сегодняшний день завод поставил почти 1,5 миллиона высококачественных запасных частей, которые установлены на самолетах, летающих по всему миру», – говорится в пресс-релизе Boeing.

Завод также может похвастаться достижениями в области охраны труда — недавно предприятие отметило 10 миллионов рабочих часов без несчастных случаев, которые потребовали бы временного ухода с рабочего места.

«Когда мы открыли завод в 2001 году, BTC была первой производственной площадкой в Таньцзине в авиационной промышленности, а для Boeing – первым совместным производственным предприятием в Китае. В настоящее время он стал крупнейшим работодателем в сфере авиационного производства, где занято более 1,1 тысячи сотрудников, и для Boeing это неотъемлемая часть цепочки поставок и гордый пример растущей авиационной промышленности в Китае», – сказал Дэн Парк, генеральный директор Boeing Tianjin Composites.

Борьба за прибыльный рынок

Слова похвалы Китаю и горячие заверения о желании быть связанным с этим рынком неудивительны — для Boeing расширение завода, а также открытие в декабре первого зарубежного центра поставок Boeing 737 MAX в Китае является попыткой гарантировать участие в развитии авиационной отрасли в этом регионе и в стране, которая, по прогнозам, скоро станет крупнейшим авиационным рынком в мире. Чикагская компания, определяющая себя как крупнейший американский экспортер, поставляет более четверти своих самолетов клиентам из Поднебесной, где, как ожидается, в ближайшие 20 лет будет спрос на 7 700 новых машин стоимостью более 1,2 трлн долларов.

Церемония инаугурации в прошлом году на объекте China Air Delivery Center была омрачена напряженностью между Соединенными Штатами и Китаем. Последующая в марте отмена полетов Boeing 737 MAX, которые должны были быть поставлены клиентам из Среднего Королевства в Чжоушане, стало еще одним серьезным ударом по имиджу концерна, тем более что именно Управление гражданской авиации Китая (CAAC) стало первым национальным авиационным органом, запретившим полеты MAX, и вряд ли скорее всего, он первым вернет самолеты к эксплуатации.

Несмотря на эти трудности, Boeing, который в последние месяцы начал терять свою долю на китайском рынке в пользу Airbus, стремится компенсировать потери, чему может помочь расширение производственного предприятия в Таньцзине. Руководство группы также последовательно следит за тем, чтобы торговый конфликт между США и Китаем не повлиял на авиационную отрасль, которая является ярким исключением в списке существующей напряженности.

«Меня беспокоит ситуация? Да, конечно, сложившееся положение является огромной проблемой. Тем не менее, мы должны учитывать долгосрочную перспективу в Китае. В этом плане я надеюсь, что мы выработаем решение», – сказал Джон Брунс, тогдашний президент Boeing China, на пресс-конференции в декабре прошлого года.

Конфликт отодвинут в сторону

Спустя почти год после открытия неудачного центра снабжения в Китае, У Boeing стало одной проблемой меньше — еще 12 месяцев назад американские компании, сотрудничающие с Китаем, подвергались обвинениям со стороны властей США в передаче технологий Поднебесной империи. В настоящее время эта проблема не так сильно привлекает внимание администрации Вашингтона.

«Центр поставок Boeing 737 в Китае не приведет к возможности передачи технологии между Boeing и COMAC», – заверили представители американского производителя год назад, подчеркнув, что целью предприятия является сборка сидений, покраска самолетов и завершение окончательных поставок. «Это только часть того, что мы делаем, строя самолет», – сказал Брунс.

«В этой ситуации Boeing идет по тонкой линии», – прокомментировал Скотт Кеннеди год назад, эксперт по промышленной политике Китая Вашингтонского исследовательского центра стратегических и международных исследований, в интервью Market Watch. Кеннеди объяснил, что американский производитель должен добиваться одобрения Китая, чтобы сохранить свои позиции на рынке в Поднебесной, при этом не вызывая шторма в своей собственной стране, где производители в настоящее время испытывают давление с целью увеличения производства в Соединенных Штатах и сокращения объема в Китае.

Кажется, что климат в Вашингтоне сегодня сильно изменился, и Boeing, увеличив свое присутствие в КНР, больше не должен бояться гнева администрации Соединенных Штатов. Президент Дональд Трамп увлечен поиском путей переизбрания на выборах, запланированных на следующий год, и больше боится недовольства американских фермеров, которые, теряя шанс экспортировать свои товары в Китай, начинают ощущать последствия торговой войны, которую он вызвал, больше, чем передача технологий в Китай. Поэтому он все чаще указывает на возможность прекращения торгового спора между двумя державами.

Андрей Бочкарев