Между 19 и 25 июня 2017 года в парижском аэропорту Ле-Бурже прошел очередной Международный авиасалон Paris Air Show. Это было 52-е по счету самое крупное в мире и самое давние авиационное мероприятие. В настоящее время его организатором является Groupement des Industries Françaises Aéronautiques et Spatiales (GIFAS) – группа французских промышленных предприятий, связанных с авиацией. Парижский авиасалон проходит каждые два года поочередно с британским Farnborough International Airshow.
Каждая такая выставка-ярмарка собирает всех ключевых игроков в глобальном масштабе, действующих в области самых современных технологических инноваций. В ходе этого мероприятия заключаются крупнейшие сделки между компаниями авиационной отрасли и их клиентами. В Ле-Бурже прибывают как производители воздушных судов, так и производители комплектующих и авиационного оборудования, а также конечные пользователи в лице представителей авиаперевозчиков и военно-воздушных сил.
После слабого периода заказов в начале 2017 год и скептических прогнозов по продажам для производителей самолетов, ожидания от нынешнего Paris Air Show были достаточно осторожные. Однако результаты оказались намного более неожиданными, чем предполагалось. Авиационный портал aircargonews.ru сообщил, что участники заключили более 1200 соглашений. Это означает, что нынешний Air Show оказался наиболее успешным с 2013 года.
В этом году беспрецедентным победителем оказался американский Boeing, которому удалось заключить 754 соглашения на новые самолеты, а также конверсии одних моделей на другие, а также протоколов (которые de facto не обязательно могут означать продажи), благодаря чему он решительно опередил европейский концерн Airbus (346 контрактов).
По сравнению с гигантами Boeing и Airbus число заключенных контрактов у остальных, меньших производителей выгляди достаточно бледно. Bombardier, Embraer и ATR покинули париж с общей суммой заказов на 89 своих самолетов.
В то время как заказы пассажирские самолеты для региональных перевозок составили менее 10 процентов от общего числа, отмечено, что спрос на небольшие реактивные самолеты (в том числе и бизнес-класса), а также на турбовинтовые, значительно вырос по сравнению с результатами в Фарнборо от 2016 г.
Кроме вышеупомянуты производителей остальные игроки коммерческого сектора выехали из Парижа с пустыми руками. У компаний Mitsubishi, ANTONOV, COMAC и UAC в офертах были совершенно новые самолеты или проекты в процессе реализации, тем не менее ни один из них не смог объявить о какой-либо продаже.
Заказы на узкофюзеляжные самолеты были доминирующими на всем авиасалоне. Из них целых 850 касалось двух моделей семейства 737 MAX и Airbusa A320neo. Это говорит о том, что несмотря на задержки доставок американо-европейского дуэта достигли в общей сложности 8800 экземпляров, спрос на них устойчиво сохраняется, а модернизированные узкофюзеляжные самолеты в настоящее время являются наиболее востребованными на рынке пассажирских авиаперевозок.
Наибольшим успехом нынешнего авиасалона пользовался самолет концерна из Сиэтла, являющийся новейшим вариантом авиалайнера семейства MAX, в образе Boeing 737 MAX 10, который целенаправленно должен конкурировать с Airbus A321neo. Новый 737 будет в состоянии брать на борт до 230 пассажиров в конфигурации салона с одним классом. В первые дни Paris Air Show Boeing официально объявил начало работ над проектом MAX 10, на который сразу получил 361 заказов от 16 клиентов.
Больше всех заказал американский перевозчик United Continental (100 шт.), затем Lion Air Group (50), SpiceJet (40), GECAS (20) а также TUI Group (18). С другой стороны стоит обратить внимание, что из этих заказов 208 касались соглашения о конверсии с одной модели на другую.
После оглашения неоспоримого успеха концерна Boeing, представители Airbus заявили, что модель 737 MAX 10 будет доминировать среди других моделей 737 MAX и вытеснит с рынка модель 737 MAX 9. В свою очередь Boeing считает, что для него ключевыми моделями на рынке узкофюзеляжных самолетов остаются модели 737 MAX 8, а также 737 MAX 9, в то время как Airbus ожидает от своей A321 модели половины всех продаж в секторе узкофюзеляжных самолетов. До сих пор спрос на модель A321neo был меньше 30 процентов всех продаж модели A320neo.
Airbus объявил о заключении 331 контракта по продаже авиалайнеров семейства A320, включающих самый крупный на поставку 100 самолетов A320neos лизинговой компании GECAS, принадлежащей GE, а также 45 единиц компании CBD leasing, в том числе (в том числе 15 заказов на конверсию A320neo на больший A321neo).
Что касается заказов на широкофюзеляжные самолеты, то в течении последних лет отмечается значительный спад спроса. Тем не менее некоторые события в Париже несколько оправили ситуацию.
Как представители Airbus, так и Boeing, публично признали, что не ожидают в этом сегменте улучшений до 2020 года, когда должна будет появиться волна новых заказов, касающихся замены старых моделей новыми.
Во время прошедшего авиасалона было отмечено 66 заказов на широкофюзеляжные самолета, которых львиную долю взял на себя Boeing. Ему удалось продать, в том числе 30 экземпляров 787-9 лизинговой компании AerCap. В свою очередь CDB Aviation Lease Finance подала заявки еще на 8. Концерну удалось достигнуть определенного прогресса и в производстве 777X, подписав соглашение на поставку четырех 777-300ER для United и двух 777F Ethiopian Airlines.
Airbus сообщил о 12 заказах – 10 от Ethiopian Airlines на A350-900, 2 – на A330-200 от Hi Fly, португальского брокера.
В Париже Boeing подпитывал слухи, что будет работать над средним самолетом, целевым предназначением которого является обслуживание средних рынков, заменяя тем самым модель 757. Майк Деланней, заместитель главы Boeing Commercial Airplanes, объявил, что окончательный проект самолета будет утвержден до 2020 года, а первые испытания начнутся в 2024 году.
Boeing, предполагает, что самолет с общей пассажировместимостью от 220 до 270 мест и дальностью полета до 9260 км, мог бы стать для маршрутов средней дальности тем, чем является 787 для дальнемагистральных, позволяя перевозчикам реализацию беспосадочных рейсов во второстепенные аэропорты, минуя переполненные крупные коммуникационные узлы. Ключом к успеху этой модели должна быть уверенность, что он будет не функционировать на том рынке, который займет модель 737 MAX 10.
Как только Boeing объявил о своем новом проекте, Airbus появился на авиасалоне в Ле-Бурже с новой версией A380 в образеA380plus. Наибольшее бросающимися в глаза изменением Super Jumbo стали новые большие винглеты, а также на 80 мест большая пассажировместимость, дальность полета, низкая стоимость эксплуатации, сервиса и ремонта.
Кроме очередного заказа на A380 от главного его пользователя – Emirates Airlines, перспективы захвата ранка новым самолетом выглядят достаточно сомнительными. Несмотря на достаточно оптимистические прогнозы продаж, из-за задержек в производстве Airbus уже объявил, что снижает темпы производства этой модели в 2019 году. Клиенты получал с опозданием более 100 самолетов.
Слухи о скорой кончине огромных пассажирских самолетов также подогрел концерн Boeing, который в своем прогнозе продаж на 20 лет не упоминал четырех моторных самолетов.
Богатое на сделки авиационное мероприятие в Париже подтвердило хорошее состояние рынка, показало явные перспективы развития, также напомнило, что все еще существует значительная потребность на авиаперевозки, а спрос поддерживает производство почти на рекордном уровне. Этот факт указывает, что число заказов на пассажирские самолеты будет расти дальше.