Авиакомпании в схватке за пилотов

Авиакомпании в схватке за пилотов

Перевозчики в Европе судорожно ищут пилотов, особенно тех, которые немедленно могли бы занять кресло капитана воздушного судна.

Авиакомпании в схватке за пилотов


Одной только авиакомпании Norwegian требуется 600 высококвалифицированных авиаторов, EasyJet в этом году планирует принять 450. Однако в самом затруднительном положении оказалась Rayanir, которой также срочно нужны летные экипажи. Ситуация усугубляется тем, что пилоты начали массово увольняться из самой крупной бюджетной авиакомпании Европы.

Только в этом году 140 человек перешли в Norwegian. Это было не трудно, так как обе авиакомпании используют самолеты производства Boeing, поэтому пилотам не пришлось проходить дорогостоящее переобучение. Демарш пилотов вызвал серьезные проблемы у ирландского перевозчика, который к тому же не во время отправил часть летного состава в очередные отпуска. Пришлось отменить около 2000 рейсов, выплатить многомиллионные компенсации пассажирам и убедить персонал выходить в отпуск в летний период.

Не обошлось и без типичных выходок главы компании Майкла О’Лири, который, как обычно, просил, грозил и оскорблял. Не помогли даже обещания выплатить бонусы в размере 10 тысяч евро тем, которые перешли в Norwegiana, но были бы готовы вернуться. Проблемы углубились, когда принадлежащая группе Lufthansa авиакомпания Eurowings начала зазывать несостоявшихся пассажиров Ryanaira, чтобы выбирали ее рейсы, так как они якобы никогда не отменяются.

Подобные методы пиара для борьбы с конкурентами, только в более грубой форме, некогда использовала и сама Ryanair, когда представляла польский LOT ворами и критиковала его за взимание топливных доплат, главу easyJeta назвала Пиноккио с длинным носом, а планы покупки Air Berlin группой Lufthansa – «аферой, шитой белыми нитками». British Airways глава Ryanair окрестил «дорогими с..ками». Когда Ryanair 15 лет назад входил на рынок Германии, то на одном из своих Boeing 737 нанес надпись “Bye bye Lufthansa”. Хотя до сих в этой стране ирландский лоукостер особых успехов так и не добился.

У Ryanair могут быть хлопоты с поиском желающих на нее работать, так как платят там достаточно скромно. Хотя официально заявляется что капитан воздушного судна получает 150-180 тысяч евро в год, а второй пилот 80-120 тыс., эти суммы скорее теоретические. Пилоты работают по контракту, не зарабатывают, когда больны, сами должны платить страховку и пенсионные взносы. Они также сами оплачивают ночлеги в отелях, если расписание вынуждает их провести ночь не дома, сами оплачивают обучение. Ryanair даже высчитывает 350 евро за квалификационное собеседование, чего даже не скрывает, так как эта сумма фигурирует на официальном сайте.

Капитан Мирослав Залевский, являющийся начальником летных экипажей флота Q400 из Kongo Airways, считает, что суммы, приводимые в качестве зарплаты пилотов Ryanair, взяты с потолка. «При работе в бюджетных авиакомпаниях по контракту пилот получает на руки около 5 тысяч евро, а второй пилот – между 2 и 3 тысячами. Во всех таких контрактах присутствует множество срытых вычетов», – говорит он. При этом пилоты Ryanair, которые сравнивают свою работу с должностью кассира в супермаркете, не могут летать больше 18 часов в неделю или 900 часов в год – таковы правила Евросоюза и даже Майкл О’Лири не в состоянии их изменить либо нарушить.

Тем не менее эта компания имеет по 5 капитанов на каждое воздушное судно. На одного меньше, чем в easyJet. И хотя О’Лири обещал, что намерен переманить летные составы из Alitalia, а затем у Norwegian, ни один из этих проектов не удался. Сейчас глава Ryanair неохотно признает, что возможно заработная плата его пилотов «не слишком высокая». Но, по мнению некоторых аналитиков, после того, как Ryanair начал немного лучше относиться к своим пассажирам, пришло время улучшить условия и для сотрудников.