Во время Второй мировой войны авиация Германии использовала в основном тактические бомбардировщики, что ограничивало разработку стратегических машин дальнего действия. Ситуация изменилась только после того, как к войне присоединились США и в Германии стартовала программа Amerikabomber. Одной из машин, созданных в рамках программы, была Messerschmitt Me 264.Генезис
В первые годы Второй мировой войны Люфтваффе не приходилось участвовать в дальних бомбардировках. Поскольку все важные цели находились в пределах досягаемости тактических бомбардировщиков, вопрос о создании стратегических бомбардировщиков практически не рассматривался. Однако некоторые военные чины Германии осознавали необходимость наличия таких машин ввиду возможного расширения оперативной деятельности против США.
Хотя работа над стратегическими бомбардировщиками официально не поручалась, некоторые производители самостоятельно начали концептуальные работы на основе распространяемой информации о потенциальном спросе на такую машину.
Когда Германия объявила войну Соединенным Штатам 11 декабря 1941 года, сразу же возникла проблема отсутствия адекватного оружия для нападения на цели по другую сторону Атлантики. В результате командование Люфтваффе объявило о программе создания Amerikabomber, стратегического бомбардировщика, способного атаковать цели США с баз во Франции. Рассматривались несколько проектов, в том числе Focke-Wulf Ta 400, Junkers Ju 390, Horten H.XVIII, Heinkel He 277 и Messerschmitt Me 264.
Самолеты должны были иметь достаточную дальность полета, чтобы долететь до США и обратно. Однако проектировать такие машины оказалось непросто, поскольку немецкая промышленность не имела подходящих двигателей большой мощности, которые можно было бы использовать в такой конструкции. Решением было изменить существующие конструкции и увеличить количество двигателей.
В конечном итоге программа Amerikabomber не была реализована, и построенные прототипы были утеряны при различных обстоятельствах или использовались для создания совершенно разных машин, в том числе грузовых. Перспективный проект бомбардировщика Messerschmitt Me 264 в конечном итоге постигла похожая судьба.
Работа над Me 264 началась сразу после объявления программы Amerikabomber, и, хотя программе не отдавался высокий приоритет, предприятия Messerschmitt могли извлечь выгоду из опыта, полученного в ходе ранее проведенных концептуальных работ, а также в результате работы над самолетом-разведчиком дальнего действия Messerschmitt Me 261.
В ходе проектных работ этой конструкцией заинтересовалась также Kriegsmarine, рассматривающая ее как основу для создания военно-морского разведывательного самолета и бомбардировщика, который заменил бы Focke-Wulf Fw 200 Condor. Было заказано три прототипа: один без брони и вооружений для конструкторских испытаний, второй с частичным бронированием и третий в целевой конфигурации стратегического бомбардировщика. Первая из машин поднялась в воздух 23 декабря 1942 года.
Самолет имел длину 20,9 метра, размах крыла 43 метра и максимальную взлетную массу 56 тонн. Первый прототип получил силовую установку из 4 двигателей Jumo 211J мощностью 1340 л.с., но они оказались слишком слабыми и затем были заменены более мощными четырнадцатицилиндровыми двигателями BMW 801D по 1700 л.с. каждый.
Они обеспечивали максимальную скорость 546 км/ч и крейсерскую скорость 349 км/ч. Дальность полета составила 15000 км при скорости 333 км/ч (без бомбовой нагрузки). При загрузке бомб в 3 тонны дальность полета составила 14 400 км, а при нагрузке 6 тонн уменьшилась до 8600 км.
Вооружение самолета состояло из двух 20-мм спаренных пушек MG 151/20, установленных в дистанционно управляемых постах по бокам фюзеляжа. У экипажа из восьми человек было место для отдыха и плита, позволяющая готовить горячие блюда. Интересным фактом была полностью остекленная кабина, которая делала Me 264 очень похожим на американский бомбардировщик B-29 Superfortress.
Провал программы “уничтожителя Америки”
Испытания бомбардировщика показали, что машина требует значительной доработки. Проблема заключалась в поведении самолета в воздухе и очень высокой нагрузке на крылья, которая усугубляла, среди прочего, скороподъемность. Производительность тоже оставляла желать лучшего – особенно скорость. Хотя конструкторы начали работать над устранением дефекта самолета, в 1943 году Кригсмарине отказалась от проекта, и в Люфтваффе решили, что Ta 400 и Heinkel He 277 имеют больший потенциал.
В этой ситуации дальнейшие работы над самолетом оказались бессмысленны. В октябре работы над Me 264 были прекращены, а опытные образцы оставили на заводах Messerschmitt. В конце 1943 года опытный образец No. 2 был уничтожен в ходе авианалета, и 18 июля 1944 года та же участь постигла первый прототип, а также недостроенный третий прототип. Тем временем вся программа Amerikabomber была закрыта.
Идея создания бомбардировщика, способного поражать цели США, была очень амбициозной, но утопичной. У немцев не было технических и производственных возможностей для постройки необходимого количества самолетов, которые могли бы выполнять значительные налеты на цели в США.
Еще одна проблема заключалась в невозможности обеспечить прикрытие истребителями во время длительных перелетов (следует помнить, что у союзников были авианосцы, поэтому летящие к цели бомбардировщики могли подвергаться атакам бортовых истребителей).
Целенаправленность таких атак также была под вопросом, особенно в ситуации, когда Великобритания, несмотря на бомбардировки и ракетные удары, продолжала защищаться. Справедливо сказать, что программа Amerikabomber была тупиком и пустой тратой ресурсов. Даже если бы можно было разработать боевой бомбардировщик, он не оказал бы существенного влияния на ход боевых действий.
Андрей Бочкарев