Авиация времен второй мировой войны: “летающий танк” А-40

Построенный (вероятно) в 1942 году, Антонов А-40 (или А-40КТ) – один из самых оригинальных и загадочных советских образцов вооружения времен Второй мировой войны. Хотя в СССР сообщалось об испытаниях “крылатого танка”, нельзя с уверенностью сказать, взлетал ли он когда-либо на самом деле.

Летающий танк А-40
Летающий танк А-40

В 1930-е годы с развитием авиации и появлением парашютных войск возникла проблема обеспечения адекватным вооружением десантников, сброшенных в тыл врага. Базовое вооружение воздушно-десантных войск было слишком слабым, чтобы обеспечить возможность борьбы, например, с бронетехникой или более укрепленными пунктами сопротивления.

Во многих странах тогда начали искать способ сбросить бронетехнику вместе с десантниками. Проекты этого типа начали создаваться, в том числе в Великобритании, США, Японии и СССР. В то время как британцы и американцы в конечном итоге решили, что лучшим решением является создание мощных планеров, способных перевозить одиночные танки, в Советском союзе пошли несколько другим путем.

В конце 1930-х годов в СССР  предпринимались попытки сбросить машины с бомбардировщиков ТБ-3. Танки (например, танкетки Т-27 и Т-37А) или броневики (например, Д-8) устанавливались в специальной стойке под бомбардировщиком, а затем отсоединялись, когда машина находилась на небольшой высоте. Чтобы вся операция прошла успешно, машины должны были иметь коробки передач в нейтральном положении, чтобы они теряли скорость при крене после приземления и не бороздили землю.

Пример крепления танкетки Т-38 к бомбардировщику ТБ-3
Пример крепления танкетки Т-38 к бомбардировщику ТБ-3

Недостатком этого решения было то, что экипажи приходилось сбрасывать отдельно, потому что, если бы они находились внутри транспортных средств, перегрузки и силы, действующие при их касании земли, могли быть фатальными или, в лучшем случае, очень болезненными. Поэтому после приземления солдаты должны были добраться до машины на земле до того, как ее захватит противник.

В итоге проект был прекращен, и командование Советской армии поручило Олегу Антонову разработать более проверенный планер, который должен был перебрасывать легкие танки на фронт. Однако конструктор решил, что   планер  не оптимальное решение. Вместо этого он решил разработать специальную стойку с крыльями, прикрепленную к танку и позволяющую ему безопасно скользить и приземляться с экипажем внутри.

Британский планер Hamilcar и легкий танк Tetrach
Британский планер Hamilcar и легкий танк Tetrach

Теоретически у такой системы были только преимущества –  экипаж вместе с танком доставлялся на фронт, поэтому он не тратил время на то, чтобы добраться до машины (что также исключало риск перехвата бронетехники противником), а сама машина после отцепления крыльев могла сразу вступить в бой намного быстрее, чем при выгрузке из планера.

Это все в теории. Практика оказалась немного иной. По имеющейся информации, прототип “крылатого танка”  под названием Антонов А-40 или А-40КТ был завершен в апреле 1942 года, а 7 августа 1942 года был совершен единственный полет машины. Крылья устанавливались на облегченный, невооруженный танк Т-60 с небольшим запасом топлива (некоторые источники предполагают, что машина также не имела башни), который должен был запускаться в воздух бомбардировщиком ТБ-3 (рассматривалось также использование Пе-8, но этих машин в то время не было).

Во время взлета выяснилось, что у старого ТБ-3 были слишком слабые двигатели, чтобы поднять А-40 на нужную высоту, поэтому пилот решил отсоединить планер намного раньше, чтобы избежать сваливания. Танк, “пилотируемый” Сергеем Аночиным, благополучно приземлился недалеко от аэродрома и вернулся на базу по земле, сняв крылья.

Выводы испытаний показали, что теоретически проект имел смысл, но на практике реализовать его было невозможно, поскольку в СССР не было самолета с достаточными характеристиками для буксировки планера с размахом крыла 12,8 м и массой 4500 кг на скорости около 140  км/ч. Важно отметить, что это были параметры легкой, невооруженной машины без боеприпасов, а не полностью боеспособной. К тому же такие машины советам негде было использовать, потому что они не вели масштабных десантных операций, а сам Т-60 имел довольно скудные боевые возможности, особенно в 1942 году. Таким образом, проект был заброшен.

До наших дней сохранились лишь отрывочные сведения об А-40 и одна фотография модели завода Антонов. Подтвердились и засвидетельствованные многочисленными фотографиями попытки сбросить машины с бомбардировщиков ТБ-3. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, существовал ли А-40 и взлетал ли он вообще, тем более что протокол испытаний расплывчатый. В результате советский  “крылатый танк” А-40 остается одной из загадочных диковинок Второй мировой войны.

Андрей Бочкарев