Армагедон в российском воздушном пространстве

Революция в организации воздушного движения в России, намеченная на начало декабря, вернет российскую пассажирскую авиацию в каменный век. Пилоты вынуждены приземляться вслепую, используя только бумажные карты. Такое положение дел продлится не менее месяца и может привести к массовому хаосу в воздушных сообщениях России.Аэрофлот запустил поэтапную ликвидацию Airbus A330
Россия – самая большая страна в мире по территории. Для многих отдаленных, труднопроходимых и климатических районов воздушное сообщение – единственный доступный вид транспорта. Новая система организации воздушного движения начала действовать в России 3 декабря.
Это революционная программа, направленная на сокращение задержек самолетов, снижение расхода топлива, повышение безопасности полетов и облегчение работы диспетчеров. Хотя она уже запущена на этой неделе, навигационные данные из более чем 30 аэропортов не будут доступны в цифровом виде до 30 декабря.
Причина в том, что крупнейшие поставщики таких данных – дочерняя компания Boeing Jeppesen и немецкой Lufthansa – заявили, что технически невозможно вовремя внести запланированные изменения. Для этого исправления в навигационные базы должны были быть приняты и внедрены до начала октября, но российская сторона выпускала их частями с 22 октября по 5 ноября.
Это произошло несмотря на то, что переход на новую структуру воздушного движения, которая полностью меняет навигацию, включая маршруты, точки входа и надписи, был одобрен транспортным комитетом правительства в декабре 2019 года.
Пилоты начали знакомиться с деталями новой навигации только в ноябре, менее чем за месяц до ее вступления в силу. И это при том, что Международная организация воздушного транспорта (ICAO) рекомендует делать это как минимум за 56 дней.
Тем не менее, Федеральное агентство воздушного транспорта России не рассматривает возможность откладывания внедрения новой навигационной системы и подчеркивает, что публикация данных произошла в установленные ICAO сроки (не менее 28 дней).
Такой подход привел  к тому, что с четверга в нескольких десятках российских аэропортов пилоты  вынуждены применять де-факто “слепой” заход на посадку, без оцифровки данных авиамаршрутов в бортовом компьютере. Вместо этого пилоты будут пользоваться услугами авиадиспетчеров с земли и помощью бумажных карт. Причем зимой – когда условия для полетов на обширных территориях России самые сложные.
Авиакомпании предупредили российский ATM (Air Traffic Management) о проблемах, которые могут возникнуть во время таких рейсов. В ответ государственная корпорация заявила, что диспетчеры будут оказывать максимальную поддержку летным экипажам в векторизации во время перехода к новой структуре воздушного пространства и навигации без данных.
Москва, на которую приходится 60 процентов всех рейсов, не входит в “черный список”  более 30 аэропортов, где пилоты будут приземляться и взлетать вслепую. А вот самолетам, вылет которых из других городов был запланирован на 2 декабря до 20:59, а в аэропорты Москвы после 21:00, приходилось  подходить по векторизации, или “вслепую”. Точных дат, когда появятся цифровые навигационные данные московских аэропортов, пока нет.
В этой ситуации основной риск  возникает при потере радиосвязи самолета с землей и выход из строя локатора у диспетчера движения. Наибольшие проблемы могут возникнуть у авиакомпании “Победа” (лоукостер Аэрофлота), чья маршрутная сеть охватывает максимальное количество аэропортов, в которых задерживаются изменения баз навигации.
Лоукостер разослал письма руководителям многих регионов страны об отмене рейсов в связи с введением новой структуры и отсутствием обновленной базы.
Однако российский ОрВД не видит угроз и считает, что “полностью готов”  к внедрению новой структуры полетов. Официальные лица заявляют, что воздушное сообщение в России сократилось из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса. А сокращение количества рейсов позволит пользователям воздушного пространства осваивать новую структуру с меньшим риском. И это также повысит регулярность и эффективность полетов по мере роста воздушного движения.
Андрей Бочкарев