Alitalia на пороге ликвидации

План спасения итальянского национального перевозчика должен быть готов к концу марта. Крайний срок уже наступил и внешние управляющие Alitalia оказывают давление на государственную железную дорогу Ferrovie dello Stato (FS), которая намеревалась сформировать консорциум с авиационными компаниями, чтобы та представила график мероприятий.
Один из членов комиссии, Даниэле Дисчеполо, заявил на парламентских слушаниях, что Alitalia может быть ликвидирована, если план спасения не появится в ближайшие недели. «Продление срока для Ferrovie dello Stato может быть только очень коротким. Мы говорим о неделях, а не месяцах», – сказал он.

Отказ easyJet

Ситуация осложнилась решением не вступать в консорциум британского бюджетного перевозчика, который был заинтересован в приобретении части акций итальянских авиакомпаний. За две недели до объявления о плане спасения easyJet объявил о своем решении в лаконичной форме и заявил, что он все еще связан с Италией и не уходит с рынка, где в прошлом году обслужил более 18 миллионов пассажиров. Компания планирует продолжать инвестировать в три базы: в Милане, Неаполе и Венеции.

EasyJet интересовался Alitalia из-за, среди прочего, подготовки к так называемому жесткому варианту Brexit. В случае ухода островитян без согласования с Союзом принцип «открытого неба» перестанет позволять перевозчикам свободно формировать пассажирские перевозки между Великобританией и Европой. Великобритания является крупнейшим авиационным рынком на Старом континенте.

Готовясь к такому сценарию, easyJet уже переоформил 1400 британских лицензий для своих пилотов на австрийские лицензии. При подготовке к Brexit перевозчик намеревается передать под австрийский сертификат AOC запасные части к своим самолетам, поскольку он не хотел полагаться на детали, которые могут быть недоступны после выхода Великобритании из Союза. Предполагалось, что приобретение доли в Alitalia станет частью этого сценария. Работа из другой страны ЕС собственной авиакомпанией позволяет использовать лимиты нескольких стран одновременно. Уже известно, что этого не произойдет, по крайней мере, в случае Италии. EasyJet не скрывает, что ищет другие рынки.

Ferrovie dello Stato без идеи?

Alitalia годами несет убытки. В мае 2017 года авиакомпания подвергнуты временному государственному надзору из-за провала плана восстановления, предусматривающего сокращение заработной платы и сокращение штатов. В январе 2018 года итальянские власти выделили перевозчику кредит в размере 900 миллионов евро на переходный период. Дата погашения этого обязательства – в конце июня этого года.

Ferrovie dello Stato выразила желание принять участие в спасении Alitalia в прошлом году. Недавние сообщения показывают, что FS готова приобрести более 30 процентов акций компании. Американская Delta Air Lines заинтересованы еще в 15 процентах. FS не раскрывает, кому принадлежит «небольшая группа потенциальных партнеров», которая купила бы остальную часть (более половины) акций. Все это похоже на отсутствие реального плана поглощения.

«Или Ferrovie подаст заявку на отсрочку и поддержит ее документами, или лучше откажется от плана, потому что мы используем государственные деньги, если не сказть, что мы их просто прожигаем их, чтобы поддерживать самолеты Alitalia», – твердо сказал комиссар Дисчеполо и добавил, что в соответствие с законом превышение сроков означает автоматический переход к процедуре ликвидации перевозчика.

Усилия трех комиссаров позволили увеличить оборот Alitalia в 2015 году на 3,5 процента до 3,07 миллиарда евро и сократить валовые убытки до 120 миллионов евро против 283 миллионов евро в 2017 году.

Андрей Бочкарев