Airshow China-2018: и скучно, и грустно, и некому руку подать…

Торговые трения с Соединенными Штатами и обвинения в промышленном шпионаже наложили печать безысходности на характер самого большого аэрокосмического мероприятия этой недели в Китае, хотя поставщики считают, что замедляющаяся экономика страны не может замедлить стремительный спрос на пассажирские реактивные самолеты.

Проходящий раз в два года авиасалон Airshow China, в этот раз организованный в приморском городе Чжухай с 6 по 11 ноября, традиционно является важнейшим для Пекина событием, чтобы продемонстрировать свою растущую авиационную мощь перед представителями авиакосмической отрасли, дипломатами и покупателями оружия из более чем 40 стран.

Но аналитики говорят, что в этом году не ожидаются громких анонсов, ярких экспонатов или крупных сделок, поскольку изнурительная торговая война между Пекином и Вашингтоном и замедление китайской экономики вынуждают компании проявлять осторожность.

В то время как стояночная площадка заполнена самолетами от таких производителей, как Airbus SA и Embraer, основного символа собственных коммерческих авиационных амбиций Китая, узкофюзеляжного коммерческого самолета C919 на авиасалоне не будет. Главный исполнительный директор COMAC заявил, что тот якобы проходит тестовые рейсы.

Концерн Boeing, который скоро открывает завод по окончательной сборке 737 в Китае, не покажет ни один из своих реальных самолетов, а только модели на своем выставочном стенде.

«В этом году мы не ожидаем большой явки», – сказал китайский авиационный эксперт Ли Сяоцзинь. «Как вы знаете, в этом году китайская экономика не является преуспевающей, поэтому компании, которые обычно отправляют делегации из 10 человек, отправят только пять».

Китай стал ключевым направлением для иностранных фирм, поскольку его авиакомпании расширяют флот, чтобы идти в ногу с растущим спросом на полеты, поставив цель обогнать Соединенные Штаты как мирового рынка авиаперевозок в следующем десятилетии.

Но экономический рост в Китае упал до самых медленных темпов из-за финансового кризиса и натянутых отношений с другими странами, что может стать настоящим испытанием амбиций Пекина по развитию собственных отечественных гигантов в таких отраслях, как авиация.

И хотя американские самолеты до сих пор избежали введения пошлин со стороны Пекина, аналитики заявили, что они все еще ждут окончательных последствий торговой войны для американских компаний, таких как Boeing, Honeywell и Gulfstream, которые сталкиваются с жесткой конкуренцией в Китае со стороны Airbus и других поставщиков.

Согласно данным, опубликованным Федеральным резервным банком Сент-Луиса, Соединенные Штаты экспортировали в Китай в 2017 году гражданских самолетов на сумму 16,3 млрд долларов США, что является самой большой категорией товаров, экспортируемых в Китай.

«Маловероятно, что Китай мог бы стратегически перераспределить закупки самолетов в пользу Airbus, а не Boeing», – сказал Марк Шепан, эксперт по авиации Китая из Оксфордского университета и бывший исполнительный директор одного из предприятий отрасли. «Кроме того, по оценке относительной привлекательности промышленных партнеров для будущих авиационных программ Китая, таких как CR929, они могут быть полезны для европейских поставщиков компонентов и узлов из США».

Недавние заявления США о том, что китайская разведка пыталась украсть информацию о французско-американском турбовентиляторном двигателе, разработанном для коммерческих лайнеров (очевидно, речь идет о SAAP-General Electric LEAP), могут еще больше остудить отношения, – считают аналитики.

Пекин в свою очередь раскритиковал решение США не направлять высокопоставленных чиновников на ярмарку Shanghai Import Expo, которая также состоится на этой неделе, и считается одним из важнейших внешнеполитических событий Китая этого года.

Президент США Дональд Трамп заявил в пятницу, что он, скорее всего, заключит сделку с Китаем по торговле, добавив, что был достигнут большой прогресс в урегулировании разногласий между двумя странами. Однако он предупредил, что по-прежнему оставляет за собой право накладывать пошлины на китайские товары.

Ожидается, что Китай продемонстрирует свою мощь в космических и оборонных программах, например, отечественные учебно-тренировочные самолеты FTC-2000, большое количество вооружений, а также новейшие беспилотные летательные аппараты.
Командование военно-воздушных сил Китая заявило в пятницу, что звено из истребителей Chengdu J-20 проведет демонстрационные полеты, дебютировав на выставке Airshow China два года назад с 60-секундный пролетом. Келвин Вонг, старший эксперт по оборонным технологиям Азиатско-Тихоокеанского региона в IHS Markit, отметил, что это будет частью преднамеренного обмена посланиями – обычная практика для такого рода мероприятий.

«Похоже, что Народно-освободительная армия демонстрирует свою растущую уверенность в новейших боевых самолетах J-20», – сказал г-н Вонг.

Андрей Бочкарев