В британском городе Филтоне проведены испытания гибридного электропривода E-FAN X. “Подобные испытания в этом центре проходят все самолеты Airbus, готовящиеся к полетам”, – сообщает производитель.
Испытание демонстрационного экспериментального самолета Airbus в аэродинамической трубе является важной вехой в развитии каждого самолета. В случае E-Fan X программа испытаний должна была дать очень точное представление об аэродинамике этой гибридной электрической машины и подготовить ее к первому полету в 2021 году.
E-Fan X – гибридно-электрический демонстратор Airbus на базе самолета BAe 146. На испытательном самолете один из четырех реактивных двигателей будет заменен электродвигателем мощностью 2 МВт. Среди других модификаций BAe 146 RJ100 – большие, установленные снаружи теплообменники для жидкостной системы охлаждения, а также впускных и выхлопных газов для системы выработки электроэнергии, установленной в фюзеляже.
Предполагается, что E-Fan X выполнит свой первый полет в 2021 году, инженеры должны понять, как эти модификации повлияют на общие аэродинамические характеристики и пилотирование. И испытания в аэродинамической трубе могут дать об этом неоценимое представление. “Самолеты BAe 146 RJ100 не оснащаются гибридными электрическими системами на борту. Мы пытаемся использовать то, что имеется, и превратить его в гибридный электрический демонстратор технологий”, – говорит Анна Калдер, инженер по проектированию самолетов от имени руководства программы E-Fan X.
Аэродинамические трубы — это установки, в которых мощные вентиляторы симулируют воздействие встречного воздушного потока на модель самолета. Воздух, движущийся вокруг статической испытательной модели, помогает инженерам понять, как настоящий самолет будет реагировать на это давление этого потока во время полета.
Во время испытаний E-Fan X был установлен в аэродинамической трубе, испытательная секция которой имеет размеры 3,65 на 3,05 м. Большие вентиляторы создавали воздушный поток скоростью до 216 миль/ч. На тестовую модель инженеры установили небольшие датчики и инженеры проанализировали движение воздуха под разными углами по отношению к модели. Тестируемая модель E-Fan X при масштабе 1:8 к оригиналу имеет размах крыльев более 3 метров.
Успешное завершение испытаний в аэродинамической трубе является еще одной ключевой вехой в разработке E-Fan X. Следующие этапы включают летные испытания для определения характеристик и установки двигателя мощностью 2 МВт на испытательном самолете в 2020 году.
Андрей Бочкарев