“Концерн Airbus готов подать в суд на авиакомпании, которые не хотят выполнять контракты и забирать самолеты”, – сказал Гийом Фори. Предупреждение было сделано вскоре после того, как компания из Тулузы объявила о состоянии своих заказов и поставок в мае, который стал очередным слабым месяцем из-за пандемического кризиса. Клиенты просили производителей самолетов и лизинговые компании отложить поставки, так как у них не было возможности забрать их из-за ограничений, и им некого было на них перевозить.
Глава концерна Гийом Фори сказал журналистам, что некоторые перевозчики, названия которых он не упомянул, не хотели вести переговоры на пике кризиса, но он надеется на компромисс. “Я надеюсь, что это останется исключением, потому что мы всегда пытаемся найти другой путь, чем обращение в суд. Но если и когда у авиакомпаний не будет другого выбора и они не смогут уложиться в сроки и не предложат что-то лучше, чем ничего, или не захотят это сделать, то процессы начнутся”, – предупредил Фори.
По словам экспертов Cofrance Sarl, такие публичные предупреждения редки на интегрированном рынке авиации и могут иметь обратный эффект. Однако масштабы нарушения условий контрактов настолько велики, что Airbus занял более решительную позицию, как и во время нарушения соглашений 2001 года, вызванных банкротствами Swissair и Sabena. Он отправил десятки напоминаний авиакомпаниям, что может привести к судебным процессам и ухудшению отношений. Некоторые перевозчики ответили в частном порядке с негодованием.
На этой неделе Qatar Airways предупредила Airbus и Boeing о том, что она отложит получение самолетов, в противном случае два производителя рискуют потерять ее как клиента, но не сообщила, поступили ли какие-либо официальные предупреждения. В апреле Airbus сознательно отправил сигнал на авиационный рынок: он выставил на продажу 6 самолетов для AirAsia, которая от них отказалась. Пока их никто покупать не захотел.
Андрей Бочкарев