В октябре Airbus передал клиентам 72 самолета, что впервые с начала пандемии приблизилось к прошлогоднему уровню темпов производства.
В октябре 2019 года было выпущено 77 машин, так что текущая разница составляет всего 6,5 процента. В прошлом месяце европейский концерн поставил 43 узкофюзеляжных самолета и 12 меньших A220, сократив до 21 единицы запасы складе, он также поставил на 10 широкофюзеляжных самолетов больше, чем он произвел за месяц, уменьшив избыток всех типов, которые он не смог поставить во время кризиса, до 135. За 10 месяцев покупатели получили 413 самолетов, что на 36 процентов меньше года назад. “Поставки должны уменьшить опасения по поводу денежных резервов, но октябрь выглядел необычным месяцем”, – прокомментировал Сэнди Моррис из Jefferies.
Большая часть A220 ушла в Delta Air Lines, однако перевозчик заявил, что не спешит забирать более крупный A330neo, на которые Вашингтон наложил таможенные пошлины в рамках спора о государственных субсидиях.
Поставки самолетов практически прекратились в апреле из-за пандемии, они возобновились благодаря заключенным соглашениям о хранении с авиакомпаниями, которые не могут их использовать. Однако поставки в Китай ниже, чем до кризиса. По словам аналитиков, их размер зависит от сроков доступности вакцины COVID-19, доступности наличных средств у авиакомпаний и их способности противостоять зимней стагнации после плохого летнего сезона, который лишил их традиционного дохода, позволяющего пережить спад в пассажироперевозках.
Группа в Тулузе продала в октябре 11 самолетов, в основном частным операторам, но австралийский инвестиционный банк Macquarie отказался от покупки трех самолетов A220. С начала года Концерн продал 381 самолет после 308 отказов, опередив Boeing с точки зрения поставок и новых заказов, поскольку американский концерн все еще ожидает допуска своих MAX к рейсам с пассажирами. Это должно произойти уже в ноябре.
Руководство Airbus считает, что спрос вернется на прежний уровень в 2023-2025 годах, но уже подготовил поставщиков к увеличению производства самолетов семейства A320neo на 18 проц. до 47 в месяц во второй половине 2021 года. Некоторые поставщики предупредили, что с учетом новых ограничений в Европе такое увеличение производства может произойти не так быстро.
Проблемы с поставкой в Китай
Китайские перевозчики не спешат забирать самолеты Airbus, объясняя это тем, что опасаются заразить своих сотрудников вирусом. Airbus намеревался принудить их забрать самолеты, когда внутренний рынок вернется к уровню, предшествующему пандемии, но многие авиакомпании используют пандемию как предлог для того, чтобы отложить получение. “Дело в том, что в настоящее время на внутреннем рынке Китая нет дефицита самолетов”, – сказал человек, знакомый с ситуацией.
По прошествии девяти месяцев Airbus поставил китайским авиакомпаниям 39 самолетов, большинство из которых – A320 со сборочного завода в Таньцзине. Авиакомпаниям приходится отправлять своих рабочих в Европу для получения более крупных самолетов – Air China отправила экипаж в Тулузу для A350 в августе, China Eastern в Гамбург для A321neo – но они не хотят этого делать, потому что спрос на самолеты низкий. Также есть специальные решения. Spring Airlines должна была забрать A3231neo в Гамбурге в сентябре, но из-за сложностей при пересечении границы Airbus сам организовал рейс в Таньцзинь. По словам представителя авиакомпании Чжан Вуаня, это устраивало обе стороны: “Нашим людям не нужно было летать за границу, экипаж Airbus вернулся прямо в Европу после доставки самолета”.
Андрей Бочкарев