Airbus исполняется 50 лет: от идеи до лидера мирового авиационного рынка

Airbus исполняется 50 лет: от идеи до лидера мирового авиационного рынка

В этом году исполняется 50 лет одному из лидеров в разработке, производстве и поставке авиационной и аэрокосмической продукции, компании Airbus.

Airbus исполняется 50 лет: от идеи до лидера мирового авиационного рынка

Это прекрасный повод для того, чтобы кратко вспомнить историю одного из мировых авиационных гигантов.

Все началось со смелой идеи

Сразу после Второй мировой войны, когда в Европе все стремились строить самолеты, но не могли осуществить свои планы из-за нехватки ресурсов, американские компании Boeing, McDonnell Douglas и Lockheed заняли доминирующие позиции на авиационном рынке.

Несмотря на плохую экономическую ситуацию, двое смелых людей все-таки придумали, как можно создать большой реактивный самолет в Европе. Они превратили свою идею в реальность, и она выросла до всемирно признанного имени – Airbus.

Airbus исполняется 50 лет: от идеи до лидера мирового авиационного рынка

История Airbus начинается 29 мая 1969 года, когда французские и западногерманские министры встретились на парижском авиасалоне, и подписали соглашение о создании A300. Эта программа объединила сразу несколько стран Европы – Францию, Великобританию и Западную Германию, а также их ресурсы для создания первого европейского самолета.

A300 – первый из Airbus

На сегодняшний день существует множество типов самолетов Airbus, из них 16 видов коммерческих пассажирских самолетов, 4 типа корпоративных самолетов и 3 типа грузовых самолетов. Пассажирские самолеты подразделяются на 5 семейств, названных по типам самолетов: A220, A320, A330, A350XWB, A380.

На 4 семейства пассажирских самолетов, вместимостью от 100 до более 850 мест, компания получила более 19 000 заказов по всему миру.

Все началось с первого выпущенного самолета под названием A300. Интересно, что число 300 в названии «A300» означает количество пассажиров, которое может перевозить самолет. Однако в процессе запуска самолета количество пассажиров сократилось с 300 до 250 из-за технических и рыночных соображений.

Airbus исполняется 50 лет: от идеи до лидера мирового авиационного рынка

Хотя амбициозный самолет планировался как широкофюзеляжный, в процессе проектирования и создания он был переоборудован в более узкий и гораздо более легкий самолет, снабженный двумя двигателями.

28 октября 1972 года самолет А300 совершил свой первый рейс. Air France и Lufthansa стали первыми авиакомпаниями, эксплуатирующими A300.

Потребовалось время и усилия, чтобы убедить другие авиакомпании отдать предпочтение именно этому самолету. Через год после запуска A300 отправился в шестинедельный межконтинентальный промо-тур, включающий Дакар, Сан-Паулу и Флориду. Это было правильное решение, позволившее поднять продажи.

Сегодня треть клиентов Airbus эксплуатируют самолеты семейства A300 / A310 в составе более широкого парка самолетов Airbus. Более 200 из 650 самолетов этого семейства, находящиеся в ведении восьмидесяти операторов, будут эксплуатироваться вплоть до 2025 года.

Движущая сила инноваций

За счет создания новых технологий Airbus стал известен в сфере коммерческой авиации. Он был первой компанией, которая представила широкофюзеляжный самолет с двумя двигателями и изобрела революционную систему управления, внедренную на A320. Также компания выпустила самый большой пассажирский самолет – А380-800.

В настоящее время компания имеет около 37 000 патентов на разработки по всему миру. Инновации в Airbus принимают самые разные формы, от исследований на ранних этапах до разработки продуктов и кибербезопасности, для улучшения существующих платформ, производственных процессов и качества.

Стремясь сохранить мировое лидерство, Airbus тратит около 3,5 миллиардов евро в год на исследования и разработки. Более 1000 ученых работают над новыми технологиями и усовершенствованиями на предприятиях компании во Франции, Германии, Великобритании, Испании, США, Канаде, Сингапуре, Индии и Китае.

Успех Airbus с A320

Airbus объявил о планах создания A320 в 1984 году. Этот самолет должен был конкурировать с Boeing 737, который являлся на тот момент самым успешным самолетом в мире. План европейского производителя самолетов сработал, и A320 оказался одним из самых продаваемых самолетов.

Airbus A320 стал самым популярным пассажирским авиалайнером, благодаря доступности и внедрению высоких технологий. С начала производства их было выпущено порядка 8485 штук.

Семейство Airbus A320 с самолетами четырех размеров (A318, A319, A320 и A321) перевозят весь мир, самолеты A320 взлетают и приземляются каждые 1,6 секунды.

В самолетах A320 была впервые опробована технология «fly-by-wire», которая стала не просто способом улучшить управление полетом и уменьшить вес самолета. Благодаря этой технологии Airbus поднял уровень безопасности на новый уровень.

Более того, технология fly-by-wire установлена на самые различные типы самолетов Airbus, вне зависимости от веса и размера. Это позволяет значительно экономить время и финансовые затраты на переподготовку пилотов и членов экипажа для работы на других типах самолетов.

Глобальный рост

Создание новых технологий и принятие правильных бизнес-решений привело компанию к успеху, и в 1994 году Airbus выпустила свой 1000-й самолет. Когда компания Airbus отпраздновала свое 25-летие, стало очевидно, что Airbus становится серьезным конкурентом для Boeing.

Airbus исполняется 50 лет: от идеи до лидера мирового авиационного рынка

Еще один рубеж был достигнут через три года, в 1998 году, когда компания заняла 52% авиационного рынка. Сравнивая цены акций Boeing и Airbus с 2000 года, можно увидеть, что рост обоих компаний находится на одном уровне.

20 мая 2019 года Airbus достиг нового рубежа – компания поставила свой 12 000-й самолет (это был A220-100, собранный в Мирабеле, Канада и переданный американской авиакомпании Delta Air Lines).

В настоящее время Airbus располагает восемью линиями окончательной сборки в четырех точках мира: Франция (Тулуза), Германия (Гамбург), Китай (Тяньцзинь), США.

Финальная сборочная линия, открытая в 2008 году в Тяньцзине, Китай, стала первым подобным предприятием для Airbus, расположенным за пределами Европы и обеспечивающим производственную площадку на одном из ключевых мировых рынков авиаперевозок.

Строительство будущего

Презентация запуска A321XLR стала звездой Парижского авиасалона 2019 года. Новейшая модель Airbus получила большую популярность. Уже оформлены заказы на 48 самолетов, обязательства на 79 самолетов и 99 переходов с A321 на XLR. Эти заказы и договоренности поступили от широкого круга молодых авиакомпаний со всего мира.

2018 год стал еще одним рекордным годом для авиационного гиганта с увеличением поставок на 11%. Поставки самолетов увеличиваются уже 16-й год подряд и достигли числа 800 самолетов.

В 2019 году Аэробус планирует поставлять от 880 до 890 коммерческих самолетов. Всего в первой половине этого года было поставлено 389 коммерческих самолетов.