Согласно последнему глобальному прогнозу („Global Services Forecast”), подготовленному Группой Airbus, стоимость рынка коммерческих авиационных услуг за период с 2018 до 2037 года достигнет 4,6 триллиона долларов США. Анализ делит рынок услуг на три сегмента и оговаривает проблемы, связанные с ними, отдельно, сосредотачивая внимание в первую на услугах, касающихся воздушных судов, затем – авиакомпаний и на создании удобств для пассажиров.
Услуги, связанные с циклом жизни воздушных судов, являются той областью, которая порождает большую долю роста. Она охватывает техническое обслуживание и содержание, доступ к пулу запасных частей, расходных материалов и сервисного оборудования, обучение технического персонала и системную модернизацию. Эта часть рынка в перспективе двух ближайших десятилетий имеет емкость в размере 2,2 триллиона долларов – от 76 млрд в 2018 до более 160 млрд в год еще до начала 2037 года. Такие услуги оказываются в течение всего цикла эксплуатации самолета – от проектных работ до демонтажа после списания. В эту категорию входят важнейшие услуги, которые производители самолетов обеспечивают своим клиентам с момента передачи им воздушного судна, в том числе ремонты на территории клиента, а также, например, дистанционные консультации наземного технического персонала.
Крупнейшей частью этого рынка с точки зрения стоимости является сервис и техническая поддержка, все чаще перепоручаемая внешним компаниям, и за которые расчеты ведутся на основании соглашений, оценивающих размер оплаты одного рабочего часа. Этот тренд получает дополнительный рычаг с развитием новых технологий и материалов, а также с необходимостью все чаще выполнять ремонт элементов из композитных материалов. Почасовые контракты позволяют авиакомпаниям страховать риски, прогнозировать потенциальные расходы по техническому обслуживанию и сосредоточиться на своей основной деятельности – перевозке пассажиров и грузов. Аналитики Группы Airbus предвидят также увеличение роли аутсорсинга в управлении инфраструктуры авиакомпаний, которые в последнее время все чаще склоняются к использованию пулов запасных частей и оборудования, постепенно отходя от практики инвестиций в собственные запасы и складирование запчастей на собственных площадках.
Второй по величине категории услуг является обслуживание авиационных операций – т.е. такие услуги, как обучение пилотов или решения, служащие для планирования полетов. В ближайшие 20 лет этот сегмент рынка поглотит по всему миру в общей сложности 1,5 триллиона долларов. За это время количество самолетов во флоте коммерческих перевозчиков вырастет более чем в два раза, достигнув числа в 48 000 бортов, что, по мнению авторов прогноза, в течение двух десятилетий потребует подготовки 540 тысяч новых пилотов. Этот тренд означает рост потребности на более инновационные методы обучения, основывающиеся на более широком использовании цифровых технологий.
Третий и последний компонент глобального рынка авиационных услуг относится к обслуживанию пассажиров и его емкость в течение анализируемых 20 лет в глобальном масштабе составляет сумму в 0,9 триллиона долларов. Этот сегмент охватывает услуги по обеспечению и увеличению комфортабельности авиационных путешествий, в том числе, модернизацию пассажирских салонов, обучение бортового персонала, создание новых форм извлечений, связь и услуги по продаже билетов. Специалисты Airbus полагают, что в течение следующих 20 лет стоимость этой категории услуг также удвоится, вырастая с нынешних 27 млрд до почти 70 млрд долларов. Здесь сильно заметен тренд к расширению сетевого доступа на борту, одновременно с быстрым ростом количества пассажиров, пользующихся смартфонами и другими мобильными устройствами, которые ожидают от перевозчиков того, чтобы те обеспечили им постоянный и немедленный доступ ко всей необходимой информации, в том числе и касающейся их полета, пересадок и багажа.
Группа Airbus, которая за последние два года вновь отметила годовой 18-процентный рост прибыли от услуг, поставила себе амбициозную цель утроить их объем в течении декады с нынешних 3,2 млрд долларов (данные от 2017 года) до 10 млрд. Чтобы достичь этой цели, Airbus продолжит расширять объем услуг, интегрированных в каждый этап эксплутационного цикла самолетов и направленных на операторов всех производимых им воздушных судов. Более того, некоторые услуги, например, Flight Hour Services (FHS) – станут еще более эффективными благодаря открытой платформе данных Skywise.
Airbus намерен также расширить объем услуг, охватывающих платформы иных компаний. Уже сегодня почти 62 процента всех самолетов европейского концерна, эксплуатируются операторами, имеющими самолеты других производителей. Такой подход иллюстрирует пример компании Satair, занимающейся управлением материалами дочерней компании Группы Airbus, и получающей целых 25 процентов прибили от продажи запасных частей от иных производителей. Другое дочернее предприятие Navblue, обслуживает авиационные операции перевозчиков, использующих самолет различных производителей.
Концерн Airbus планирует также охватить услугами более широкую базу клиентов, предлагая продукты разработанные для аэропортов и центров управления воздушным движением. Концерн усилит свои стратегические позиции в цепи поставок. Другим заметным аспектом деятельности Группы является большая локализация, означающая лучшую доступность для клиентов. Своей растущей доле в секторе услуг Группа Airbus обязана своим 65 подразделениям по всему миру, из которых 17 – учебные центры.
Общей характерной черной всех услуг, которым Airbus в ближайшее время будет уделять больше внимания, является постоянная дигитализация – все больше решений интегрированы с существующими системами и объединены в сеть. Это позволяет увеличить их ценность для авиакомпаний, лизингодателей и компаний, занимающихся техническим обслуживанием, предоставляя им возможность принимать решение в режиме реального времени и/или оптимизировать воздушные и наземные операции, благодаря доступу к актуальным данным и результатам их анализа.
Андрей Бочкарев