Концерн Airbus представил три концепции первых в мире коммерческих самолетов с нулевым уровнем выбросов, которые могут быть введены в эксплуатацию к 2035 году. Каждая концепция представляет собой отдельный подход к достижению нулевого уровня выбросов, разработанных на основе исследований различных технологических путей и аэродинамических конфигураций, чтобы поддержать амбиции компании по декарбонизации всей авиационной отрасли.
Все эти концепции полагаются на водород в качестве основного источника энергии — вариант, который, по словам Airbus, является чрезвычайно многообещающим в качестве экологически чистого авиационного топлива и, вероятно, станет решением для авиации и многих других отраслей промышленности для достижения климатически нейтральных целей.
“Это исторический момент для всего сектора коммерческой авиации, и мы намерены сыграть ведущую роль в самой важной трансформации, которую когда-либо испытывала отрасль. Концепции, которые мы раскрываем сегодня, дают миру представление о наших амбициях по реализации смелого видения будущего полета с нулевым уровнем выбросов. Я глубоко убежден, что использование водорода – как в синтетическом топливе, так и в качестве основного источника энергии в коммерческих самолетах – может значительно снизить воздействие авиации на климат”, – сказал Гийом Фори, генеральный директор Airbus.
Три концепции — все под кодовым названием ZEROe – первого коммерческого самолета с нулевым выбросом, климатически нейтральным, включают:
Конструкция реактивного самолета (120-200 пассажиров) с дальностью полета более 2000 морских миль, способная совершать межконтинентальные перелеты и приводимая в действие модифицированным газотурбинным двигателем, работающим на водороде, а не на авиационном топливе. Жидкий водород будет храниться и распределяться через баки, расположенные за задней переборкой высокого давления.
Конструкция с турбовинтовым двигателем (до 100 пассажиров), использующая турбовинтовой двигатель вместо турбовентиляторного двигателя и работающая на водороде в модифицированном газотурбинном двигателе, который сможет преодолевать расстояние более 1000 морских миль, что делает его отличным вариантом для полетов на короткие расстояния.
Концепция “летающего крыла”(до 200 пассажиров), обеспечивающая дальность полета, аналогичную концепции реактивного самолета. Исключительно широкий фюзеляж открывает множество возможностей для хранения и распределения водорода, а также множество компоновок салона.
“Эти концепции помогут нам изучить и усовершенствовать конструкцию и компоновку первого в мире коммерческого самолета, не оказывающего влияние на климат и производящей выбросы, который мы намерены ввести в эксплуатацию к 2035 году. Переход на водород в качестве основного источника энергии для этих концептуальных самолетов потребует решительных действий со стороны вся авиационная экосистема. При поддержке правительства и промышленных партнеров мы можем решить эту задачу по расширению использования возобновляемых источников энергии и водорода для обеспечения устойчивого будущего для аэрокосмической промышленности”, – добавил Фори.
Для решения этих задач аэропортам потребуется значительная инфраструктура, обеспечивающая транспортировку водорода и заправку топливом. Государственная поддержка станет ключом к достижению этих амбициозных целей за счет увеличения финансирования исследований и технологий, а также создания механизмов для поощрения использования экологически безопасных видов топлива и обновления парка воздушных судов, что позволит авиакомпаниям раньше отказываться от старых, менее экологически чистых самолетов.
Андрей Бочкарев