Правительство Непала планирует построить гигантский аэропорт, который может соответствовать размеру крупнейших аэропортов мира. Аэропорт Ниджадх (Nijgadh) должен стать движущей силой экономики. Противники критикуют экономические ожидания предприятия, а экологи — вырубку лесов.
«Он будет больше, с большей интенсивностью движения и более развитым, чем международный аэропорт имени Индиры Ганди в Дели», – заявил Рабиндра Адхикари, тогдашний министр туризма и гражданской авиации, еженедельнику «Nepali Times». «Это станет поворотным моментом в экономике Непала», – подчеркнул министр. Для непальцев, где существуют сильные антииндийские настроения, такие перспективы ласкают воображение.
Аэропорт Дели обслужил почти 70 миллионов пассажиров в прошлом году и близок к тому, чтобы войти в десятку крупнейших аэропортов мира. Министр Адхикари, который погиб в авиакатастрофе в конце февраля 2019 года, мечтал о гораздо более крупном аэропорту — настоящем хабе в центре Азии, между Европой, Юго-Восточной Азией и Австралией.
«Ежедневные международные рейсы из более чем 20 городов. Десятки тысяч пассажиров смогут делать здесь пересадку. Самолеты будут приземляться для дозаправки», – утверждал он в середине 2018 года. Аэропорт потенциально сможет обслуживать не только туристические перевозки, но прежде всего больше непальцев и индийцев, отправляющихся на работу за границу.
На рубеже мая и июня правительство Непала утвердило планы строительства гигантского аэропорта в Ниджадх на непальских равнинах недалеко от границы с Индией. На этот год на него заложено в бюджет около 13 миллионов долларов, но, по разным оценкам, само строительство, как ожидается, поглотит 6-7 миллиардов долларов в государственно-частном партнерстве с частной компанией.
Неофициально говорится о том, что проект встретил заинтересованность в Катаре, который изолирован своими соседями в Персидском заливе и рассчитывает выйти на рынок Южной Азии.
Аэропорт должен быть построен на площади 85 квадратных километров, так же как третий по величине аэропорт в мире в американском городе Даллас. Предполагается, что две взлетно-посадочные полосы будут обслуживать самолеты, перевозящие 15 миллионов, а в перспективе — более 70 миллионов пассажиров в год. Самый загруженный международный аэропорт в Атланте обслуживает около 107 миллионов путешественников.
«Здесь, в гуще джунглей?», – не может сдержать удивления Сандип Гимре, водитель, который регулярно курсирует между границей в Бирганду и столицей Катманду. «Кто-то точит зуб на древесину от рубки», – громко сокрушается он.
Перед деревней Гадхимай дорога поворачивает налево от дороги в Бирганду и идет по маршруту Восток-Запад. Густой лес покрывает небо. Аэропорт должен находиться между Пасахой на западе и Бакией на востоке и национальной дорогой с севера.
Под вырубку пойдет 7000 га джунглей с высококачественной древесиной. Ее стоимость оценивается в 637 миллионов долларов США. Правительство объявило, что на каждое вырубленного дерева будет высажено 25 черенков.
«Что случится со всеми видами животных, которые живут в этом лесу? Прежде чем что-то вырастит в другом месте, мы потеряем огромную зеленую зону, которая была здесь», – говорит корреспонденту нашего портала Манодж Гаутам, активист по охране окружающей среды, работающий в этом районе в течение 10 лет.
По его мнению, масштабы трагедии вырубки можно сравнить с таковой в Амазонке. Экологические затраты оцениваются в более чем 2 миллиарда долларов США. «Вы можете подсчитать, сколько видов погибнет: слоны, гепарды, тигры. Разве так должно выглядеть развитие страны?» – спрашивает он.
Экологи критикуют Министерство лесного хозяйства и окружающей среды за пассивное отношение к планам правительства. «Другие страны уже хорошо развиты или развиваются, наша страна даже не на полпути», – сказал заместитель секретаря министерства Суман Субеди в интервью нашему порталу.
«Должен поддерживаться баланс между окружающей средой и экономическим развитием, министерство лесного хозяйства и окружающей среды не должно отвечать за планы правительства по развитию», – поясняет он.
Мнения в деревнях вокруг Ниджадх сильно разделились. «Если я получу соответствующие деньги, компенсацию за переселение, я с радостью возьму ее. Правительство обещает работу в аэропорту и гостиницах вокруг него», – говорит Самир, 29-летний житель соседней Симары. «Политики из Катманду сделают то, что они сделали много лет назад, они придут сюда, как когда-то, и захватят эту землю», – говорит Суреш Маджу, фермер из деревни Гадхимай.
В Непале идет горячая дискуссия о прибыльности проекта. Некоторые из критиков обвиняют коммунистическое правительство в гигантизме, наблюдавшимся в бывшем Советском Союзе, и ошибочных расчетах рентабельности всего предприятия.
«Непальское воздушное пространство окружено странами, которые не давали нам ничего без того, что бы вставить палки в колеса», – сказал отставной пилот и эксперт по полетам Юврадж Кумар Бхаттараи в интервью ежедневной газете Nepali Times. «Будущее Ниджадх как авиационного центра находится в руках Индии, а строительство гигантского аэропорта без учета воздушных коридоров — это все равно что ставить телегу перед лошадью», – объясняет он.
Индия строит два дополнительных аэропорта вокруг Дели, чтобы разгрузить международный аэропорт имени Индиры Ганди в столице. В Непале в конце 2019 года будет готов международный аэропорт в Лумбини, на исторической родине Будды, а в середине 2021 года — международный аэропорт в Покхаре под массивом Аннапурны. Вместе с предлагаемым расширением аэропорта в Катманду, страна могла бы обрабатывать туристические потоки и полеты непальцев за границу.
Правительство считало аэропорт важным для развития страны и зачислило его в инвестиционный список так называемой “национальной гордости”. Коммунисты, правящие непальцами, считают, что аэропорт будет стимулировать торговлю и экономику за пределами долины Катманду, которая переполнена и где инвестируются почти все средства, заработанные непальцами за рубежом. Аэропорт будет построен в течение 10 лет.
«Нужно уметь мечтать. Непалу нужны смелые шаги, чтобы вырваться из стагнации», – заявил министр Рабиндра Адхикари за несколько месяцев до своей смерти. «Нам нужен рывок, стимулирование экономики и торговли», – подчеркнул он. Где-то это мы уже слышали.
Андрей Бочкарев