Аэропорт в Ниджадх – утопия непальских коммунистов или экономически оправданный проект?

Правительство Непала планирует построить гигантский аэропорт, который может соответствовать размеру крупнейших аэропортов мира. Аэропорт Ниджадх (Nijgadh) должен стать движущей силой экономики. Противники критикуют экономические ожидания предприятия, а экологи — вырубку лесов.
«Он будет больше, с большей интенсивностью движения и более развитым, чем международный аэропорт имени Индиры Ганди в Дели», – заявил Рабиндра Адхикари, тогдашний министр туризма и гражданской авиации, еженедельнику «Nepali Times». «Это станет поворотным моментом в экономике Непала», – подчеркнул министр. Для непальцев, где существуют сильные антииндийские настроения, такие перспективы ласкают воображение.

Аэропорт Дели обслужил почти 70 миллионов пассажиров в прошлом году и близок к тому, чтобы войти в десятку крупнейших аэропортов мира. Министр Адхикари, который погиб в авиакатастрофе в конце февраля 2019 года, мечтал о гораздо более крупном аэропорту — настоящем хабе в центре Азии, между Европой, Юго-Восточной Азией и Австралией.
«Ежедневные международные рейсы из более чем 20 городов. Десятки тысяч пассажиров смогут делать здесь пересадку. Самолеты будут приземляться для дозаправки», – утверждал он в середине 2018 года. Аэропорт потенциально сможет обслуживать не только туристические перевозки, но прежде всего больше непальцев и индийцев, отправляющихся на работу за границу.

На рубеже мая и июня правительство Непала утвердило планы строительства гигантского аэропорта в Ниджадх на непальских равнинах недалеко от границы с Индией. На этот год на него заложено в бюджет около 13 миллионов долларов, но, по разным оценкам, само строительство, как ожидается, поглотит 6-7 миллиардов долларов в государственно-частном партнерстве с частной компанией.

Неофициально говорится о том, что проект встретил заинтересованность в Катаре, который изолирован своими соседями в Персидском заливе и рассчитывает выйти на рынок Южной Азии.

Аэропорт должен быть построен на площади 85 квадратных километров, так же как третий по величине аэропорт в мире в американском городе Даллас. Предполагается, что две взлетно-посадочные полосы будут обслуживать самолеты, перевозящие 15 миллионов, а в перспективе — более 70 миллионов пассажиров в год. Самый загруженный международный аэропорт в Атланте обслуживает около 107 миллионов путешественников.

«Здесь, в гуще джунглей?», – не может сдержать удивления Сандип Гимре, водитель, который регулярно курсирует между границей в Бирганду и столицей Катманду. «Кто-то точит зуб на древесину от рубки», – громко сокрушается он.

Перед деревней Гадхимай дорога поворачивает налево от дороги в Бирганду и идет по маршруту Восток-Запад. Густой лес покрывает небо. Аэропорт должен находиться между Пасахой на западе и Бакией на востоке и национальной дорогой с севера.

Под вырубку пойдет 7000 га джунглей с высококачественной древесиной. Ее стоимость оценивается в 637 миллионов долларов США. Правительство объявило, что на каждое вырубленного дерева будет высажено 25 черенков.

«Что случится со всеми видами животных, которые живут в этом лесу? Прежде чем что-то вырастит в другом месте, мы потеряем огромную зеленую зону, которая была здесь», – говорит корреспонденту нашего портала Манодж Гаутам, активист по охране окружающей среды, работающий в этом районе в течение 10 лет.

По его мнению, масштабы трагедии вырубки можно сравнить с таковой в Амазонке. Экологические затраты оцениваются в более чем 2 миллиарда долларов США. «Вы можете подсчитать, сколько видов погибнет: слоны, гепарды, тигры. Разве так должно выглядеть развитие страны?» – спрашивает он.

Экологи критикуют Министерство лесного хозяйства и окружающей среды за пассивное отношение к планам правительства. «Другие страны уже хорошо развиты или развиваются, наша страна даже не на полпути», – сказал заместитель секретаря министерства Суман Субеди в интервью нашему порталу.

«Должен поддерживаться баланс между окружающей средой и экономическим развитием, министерство лесного хозяйства и окружающей среды не должно отвечать за планы правительства по развитию», – поясняет он.

Мнения в деревнях вокруг Ниджадх сильно разделились. «Если я получу соответствующие деньги, компенсацию за переселение, я с радостью возьму ее. Правительство обещает работу в аэропорту и гостиницах вокруг него», – говорит Самир, 29-летний житель соседней Симары. «Политики из Катманду сделают то, что они сделали много лет назад, они придут сюда, как когда-то, и захватят эту землю», – говорит Суреш Маджу, фермер из деревни Гадхимай.
В Непале идет горячая дискуссия о прибыльности проекта. Некоторые из критиков обвиняют коммунистическое правительство в гигантизме, наблюдавшимся в бывшем Советском Союзе, и ошибочных расчетах рентабельности всего предприятия.

«Непальское воздушное пространство окружено странами, которые не давали нам ничего без того, что бы вставить палки в колеса», – сказал отставной пилот и эксперт по полетам Юврадж Кумар Бхаттараи в интервью ежедневной газете Nepali Times. «Будущее Ниджадх как авиационного центра находится в руках Индии, а строительство гигантского аэропорта без учета воздушных коридоров — это все равно что ставить телегу перед лошадью», – объясняет он.

Индия строит два дополнительных аэропорта вокруг Дели, чтобы разгрузить международный аэропорт имени Индиры Ганди в столице. В Непале в конце 2019 года будет готов международный аэропорт в Лумбини, на исторической родине Будды, а в середине 2021 года — международный аэропорт в Покхаре под массивом Аннапурны. Вместе с предлагаемым расширением аэропорта в Катманду, страна могла бы обрабатывать туристические потоки и полеты непальцев за границу.

Правительство считало аэропорт важным для развития страны и зачислило его в инвестиционный список так называемой “национальной гордости”. Коммунисты, правящие непальцами, считают, что аэропорт будет стимулировать торговлю и экономику за пределами долины Катманду, которая переполнена и где инвестируются почти все средства, заработанные непальцами за рубежом. Аэропорт будет построен в течение 10 лет.
«Нужно уметь мечтать. Непалу нужны смелые шаги, чтобы вырваться из стагнации», – заявил министр Рабиндра Адхикари за несколько месяцев до своей смерти. «Нам нужен рывок, стимулирование экономики и торговли», – подчеркнул он. Где-то это мы уже слышали.

Андрей Бочкарев