Частные акционеры аэропорта Шереметьево планируют выкупить 30 процентов акций московского аэропорта. Пакет в настоящее время принадлежит государству.
“Росимущество”, российское федеральное агентство, отвечающее за управление государственными активами, обратилось в «Шереметьево Холдинг» с просьбой приобрести государственные акции международного аэропорта Шереметьево.
До недавнего времени аэропорт находился в руках государства
В настоящее время 66,1 процент акций московского аэропорта находятся в руках Шереметьево, а еще 30,46 проц. принадлежит государству. Холдинг Szeremietiewo в свою очередь принадлежит TPS Avia Holding, зарегистрированному на Кипре, из которых 66,22 проц. принадлежат президенту и члену совета директоров SVO Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько, соответственно. Оставшиеся 34,7 процента акций TPS Avia Holding находятся в руках Аркадия Ротенберга. Все трое — российские миллиардеры и бизнес-магнаты.
Шереметьево, который обслуживает столицу Москвы, является крупнейшим аэропортом России по объему перевозок. В 2019 году порт обслужил около 49,9 млн пассажиров, что делает его восьмым по величине в Европе.
До консолидации активов аэропорта, инициированных в 2015 году президентом России и завершенных в мае 2017 года, “Росимущество” контролировало почти 100 проц. аэропорта. В ходе консолидации частная компания приобрела контрольный пакет акций в обмен на обязательство построить новую инфраструктуру в аэропорту, в частности терминал B, подземные туннели, соединяющие северные (B) и южные терминальные комплексы (терминалы D, E и F) и новый грузовой терминал, а также заправочный комплекс. Все эти проекты потребовали инвестиций в размере около 750 миллионов долларов США и должны были завершиться в 2017–2018 годах к открытию Чемпионата мира по футболу. Однако сроки неоднократно срывались и третья ВПП была открыта только осенью прошлого года.
В соответствии с действующими договорами, Sheremietiewo Holding имеет право приобретать государственные акции.
Хотя во время консолидации оценки активов Шереметьево не разглашались, отраслевые аналитики оценивают стоимость участия государства в размере около 1 миллиарда долларов. Если бы продажа государственных акций состоялась по этой цене, это была бы рекордная сделка для российской авиационной промышленности.
Не первый аэропорт в частных руках
Частные акционеры Шереметьево всегда были открыты для покупки государственных акций в аэропорту и вели переговоры с несколькими потенциальными международными инвесторами о продаже пакета акций аналогичного размера, что позволило бы им выбрать делового партнера. Надежный соинвестор позволит более эффективно развивать аэропорт.
Но покупка госимущества может занять много времени. Консолидация Шереметьево совпала с аналогичным процессом в международном аэропорту Внуково, третьем по величине в России. В результате частичной приватизации Внуково “Росимущество” сохранило контроль над пакетом, в то время как некоторые акции были переданы компаниям, принадлежавшим российскому бизнесмену Виталию Вивцеву и Владимиру Скочу. Частные акционеры Внуково начали выкуп оставшихся акций у государства весной 2018 года, но процесс все еще продолжается.
В апреле 2019 года Qatar Airways заключила меморандум о взаимопонимании относительно приобретения до 25 процентов московского аэропорта Внуково. Контракт до сих пор не подписан.
Приватизация аэропортов стала определенным трендом по всему миру. Хотя глава IATA Александр де Жюняк предостерегает о негативных последствиях в виде повышения сборов и снижения уровня безопасности. В России этот процесс также вызвал неоднозначную реакцию. Существует мнение, что аэропорты как стратегические объекты должны находиться в собственности государства. В России государственные предприятия в силу исторических причин, таких как десятилетия плановой экономики, приведшей к краху СССР, остаются малоэффективными и являются источниками коррупционных схем.
Андрей Бочкарев