В 2021 году аэропорт Риги обслужил более 2,35 миллиона пассажиров. Это на 17 процентов больше по сравнению с 2020 годом. В то же время результаты 2021 года аэропорта латвийской столицы составляют 70 проц. от уровня 2019 года, т.е. до вспышки коронавируса SARS-CoV-2.
Самыми популярными направлениями из Риги в прошлом году были Лондон, Таллинн, Франкфурт, Киев и Амстердам. Перевозчика большинства пассажиров, целых 57 процентов, была осуществлена авиакомпанией airBaltic. С другой стороны, 21 процент пассажиров пользовались услугами бюджетной авиакомпании Ryanair.
Увеличение числа транзитных пассажиров
Рига по-прежнему является популярным транзитным пунктом для пассажиров, отправляющихся по другим направлениям. В 2021 году более 529 000 или 22 процента пассажиров использовали для пересадки аэропорт латвийской столицы. В свою очередь, доля нерегулярных или чартерных рейсов в Рижском порту уже составила семь процентов от всего трафика. Для сравнения, в 2019 году было всего четыре процента.
Введение сертификата ЕС COVID-19 позволило частично восстановить возможность путешествовать по Европе. Для Рижского аэропорта это означало обслужить больше пассажиров. С августа статистика была близка к половине зарегистрированных путешественников за аналогичный период 2019 года.
Сегмент грузовых перевозок в аэропорту латвийской столицы демонстрирует стабильный рост. Во многом это связано с бурным развитием электронной коммерции во время пандемии. Международная судоходная компания Venipak даже открыла два рейса в неделю между Ригой и Гонконгом.
В 2021 году также было заключено соглашение с airBaltic о создании нового грузового центра, а DHL завершила создание регионального консигнационного центра. «Клиенты высоко оценивают потенциал аэропорта «Рига» как регионального авиационного центра», — отметил аэропорта «Рига» Лайл Одиня.
Общий объем грузов, обработанных в аэропорту латвийской столицы в прошлом году, достиг уровня 27,9 тысячи тонн, что на одну пятую больше, чем в 2020 году. Результат 2019 года, когда было перевезено 27,3 тысячи тонн авиагрузов, также было превышен на два процента. Однако из-за ограничений, связанных с пандемией, количество грузов, перевозимых пассажирскими самолетами, сократилось вдвое.
Новая взлетно-посадочная полоса и внедрение A-CDM
2021 год также принес в Ригу долгожданные инвестиции. В сентябре открылась новая взлетно-посадочная полоса. Это позволит уменьшить расход топлива при наземных маневрах в аэропорту и, таким образом, уменьшить выброс загрязняющих веществ, таких как углекислый газ, углеводороды и пыль.
Аэропорт латвийской столицы также является первым и на данный момент единственным в странах Балтии, с апреля использующим систему A-CDM (Airport – Collaborative Decision Making), обеспечивающую обмен точной информацией между оператором аэропорта, эксплуатантами воздушных судов, службы наземного обслуживания и авиадиспетчерами, участвующими в планировании полета до момента посадки самолета на взлетно-посадочную полосу. Это также сократит время ожидания пассажиров и уменьшит расход топлива при подготовке самолета к вылету.
Всего в 2021 году Рижский порт обслужил 39 062 воздушных операции. Их было на 10 проц. больше, чем за предыдущие двенадцать месяцев. Однако по сравнению с 2019 годом этот показатель был на 55 проц. ниже. Пассажирские рейсы прибавились к общему количеству 28 691. Это 65 процентов. меньше, чем двумя годами ранее. В свою очередь, количество грузовых рейсов увеличилось на 59 проц. Было также больше операций деловых и военных самолетов.
Андрей Бочкарев