Аэропорт Кансай (Япония): воздушная гавань на намывных островах

Международный аэропорт Кансай (Япония) – уникальный комплекс сооружений на намывных островах в Осакском заливе. Он удалён на 4 км от берега острова Хонсю, рядом с которым и возведён. Его строительство было самым крупным в стране на стыке веков.

Аэродром площадью 510 га виден из космоса. Это два терминала с пропускной способностью 25 млн пассажиров в год и две лётные полосы, принимающие по 150 авиалайнеров в сутки. Открылся в 1994 г. Работает круглосуточно.

Причин строительства в океане новой воздушной гавани две. Одна – нехватка земли на островах из-за плотной застройки. Вторая – расширение аэропортов в Осаке, Токио, Кобе увеличило бы шум в жилых районах. Поэтому новый аэропорт вынесен за пределы острова.

Почти 30 лет, с 1960 по 1987 гг., создавался проект насыпной платформы площадью 4×1 км2, способной выдержать высокие цунами, сильные землетрясения и тайфуны. Сам аэроузел сооружался с 1987 по 2007 гг. Строительство велось в несколько этапов, в нём участвовало 10000 рабочих и 80 судов.

1 этап. За 2 года возведены контуры первого острова: из каменных глыб построена 30-метровая стена, уложено 49 тысяч бетонных блоков.

Год – на укладку и утрамбовку намыва в «очерченном» контуре. Доставлено 21 млн кубометров грунта. Высота острова закладывалась с учётом его неизбежной усадки.

Еще за год построен мост, соединивший насыпной остров с пригородом Осаки.

С 1991 г – строительство терминала и первой лётной полосы. Под терминал подведены специальные колонны для компенсации проседания, чтобы предотвратить возможные деформации из-за неравномерной усадки грунта.

2-й этап. Остановлено проседание грунта.
С 1994 г. остров-аэропорт стал интенсивно оседать на 0,5 м в год. Скорость оседания признавалась техническим бедствием. После укрепления подводного грунта усадка замедлилась и с 2006 г. составляет 8 см/год.

3 этап. В 2003 г., когда оседание острова стала снижаться, началось возведение платформы под вторую лётную полосу, длиной в 4 км. Инженеры предположили, что вторая ВПП на одном острове может сместить его равновесие, поэтому для неё намыли второй остров. Между собой острова соединены мостом-перешейком. Вторая ВПП введена в эксплуатацию в 2007 г.

Проектная себестоимость работ определялась в 1,56 трлн иен (около 15 млрд $). Средства, потраченные на укрепление терминала и ВПП, себя оправдали. Аэропорт вынес два сильнейших стихийных бедствия: 7-балльное землетрясение в 1996 г. и тайфун со скоростью ветра до 200 км/ч в 1998 г.

Чтобы возместить расходы на строительство и на поддержание сооружения в рабочем состоянии, установлены высокие цены на приземление. Так, с Боингов-747 аэропорт взимает по 7500 $. Между тем благодаря системе скидок число полётов растет.

Автор: Татьяна Ашихмина