Недавно Boeing продемонстрировал еще одну веху в программе 737 MAX. Тысячи сотрудников собрались на премьере первого 737 MAX 10 на заводе в Рентоне. Все также указывает на то, что новый вариант семейства B737 MAX отправится в первый технический полет, прежде чем r возобновят полеты MAX 8 и 9.
Во время церемонии руководители Boeing рассказали о достижениях команды и высоко оценили их усилия по завершению производства нового члена семейства 737 MAX.
«Сегодня речь идет не только о новом самолете. Это о людях, которые проектируют, строят и поддерживают это. Постоянное внимание этой команды к безопасности и качеству демонстрирует нашу приверженность клиентам в лице авиакомпаний и всех, кто использует самолеты Boeing », – сказал Марк Дженкс, вице-президент и генеральный менеджер программы 737.
737 MAX 10 теперь будет проходить все проверки системы, пуски двигателей и руление на низких и высоких скоростях. Первый технический полет запланирован на начало 2020 года. Наибольший вариант B737 MAX на данный момент получил более 550 заказов и обязательств из 4930 заказанных самолетов B737 MAX от более чем 20 клиентов по всему миру.
«Я имею честь полететь на этом самолете во время первого технического полета и показать миру, во что мы вложили свое сердце и душу. А также докажите всем, что B737 MAX – это безопасный самолет», – сказала Дженнифер Хендерсон, глава группы пилотов-испытателей B737.
Самый эффективный в эксплуатации узкофюзеляжный авиалайнер
По заявлению производителя, Boeing 737 MAX 10 станет самым дешевым в эксплуатации из когда-либо выпускавшихся самолетов с узким фюзеляжем. Самолет сможет перевозить до 230 пассажиров, что на 10 больше максимальной вместимости более крупного варианта MAX 9. Новый MAX 10 будет оснащен двигателями CFM LEAP-1B, как и все другие версии MAX.
Boeing ограничился с относительно простыми модификациями, которые не несут высокого конструктивного риска. Чтобы увеличить максимально возможное количество посадочных мест, фюзеляж был удлинен на 66 дюймов, что составляет менее 1,7 м. Шасси также было модифицировано для обеспечения безопасного взлета и посадки самолета с удлиненным фюзеляжем. Крылья будут иметь немного другую форму, чтобы уменьшить аэродинамическое сопротивление, особенно при полете на низких скоростях. Для этого Боинг использовал немного более легкие компоненты и изменил дизайн двери.
По словам представителей Boeing, MAX 10 будет 5 процентов дешевле в использовании, чем конкурирующий дальнемагистральный самолет европейского концерна A321neo (A321LR). Во время Парижского авиасалона 2017 Джон Лихи, тогдашний вице-президент по коммерческим вопросам Airbus, с большим скепсисом отозвался о заявлении Boeing. «MAX 10 в основном конкурирует с Boeing 737 MAX 9. Наш A321neo с увеличенной дальностью полета имеет на 10 посадочных мест больше, он может пролететь дальше более, чем на 1000 морских миль и на 10 процентов с более низким расходом топлива», – сказал Лихи, который тогда не знал, что будет создан еще один вариант A321neo, – объявил A321XLR во время парижского авиасалона в этом году.
MAX 8 и 9 заземлены с марта этого года
За последние несколько недель Southwest Airlines, American Airlines, United Airlines и Air Canada объявили о возобновлении полетов MAX к январю или февралю 2020 года. В Европе большие проблемы из-за MAX испытывает бюджетная ирландская авиакомпания Ryanair, которая планировала, что летом 2020 года пассажиры будут перевозиться на 58 машинах этого типа — эти предположения нельзя считать реалистичными на все 100 процентов.
MAX не летал с марта этого года. Проблемы и вопросы о безопасности последнего узкофюзеляжного самолета американского производителя начались после крушения самолета Boeing 737 MAX 8 Ethiopian Airlines, который, выполняя рейс ET302, разбился вскоре после взлета из аэропорта Аддис-Абебы. Это было крушение уже второго B737 MAX 8 (ранее потерпел катастрофу MAX авиалинии Lion Air), что привело к приземлению этих самолетов авиационными властями по всему миру. С апреля этого года FAA и Boeing находятся под шквалом критики со стороны СМИ за нарушения, которые произошли во время сертификации машины, в частности системы MCAS. Однако эта патологическая проблема связана не только с агентствами, которые следят за авиационной безопасностью, но также с правительствами, которые недостаточно субсидируют эти учреждения.
По данным The Washington Post, компания уже в 2016 году, то есть за два года до первой катастрофы, знала, что система, установленная в MAX, имеет серьезный недостаток. Тогдашний главный технический пилот проекта Boeing 737 написал в электронном письме другому пилоту, что система «включается как сумасшедшая» и что проблема с ней «вопиющая». Эти мнения не были переданы Федеральному авиационному управлению США (FAA), которое должно было разрешить обслуживание машин. В 2017 году MAX начали поступать авиакомпаниям, а через год произошла первая катастрофа.
Андрей Бочкарев