Сегодня (16 августа) прошло 35 лет с момента первого технического полета флагмана европейской региональной авиации — версии 42 турбовинтового ATR. С момента их запуска прошло почти 34 года, но сегодня, особенно более крупная версия ATR 72, является ядром многих региональных флотов по всему миру.
35 лет после первого полета ATR
35 лет назад, 16 августа 1984 года, ATR 42-300 с регистрационным знаком F-WEGA совершил свой первый технический полет. ATR (Aerei da Trasporto Regionale или Avions de transport régional) – франко-итальянский производитель самолетов, базирующийся в аэропорту Тулуза-Бланьяк во Франции. Совместное предприятие было основано в 1981 году тогдашним французским Aérospatiale из Франции (ныне Airbus) и итальянской Aeritalia (ныне Leonardo).
Его основной продукцией являются самолеты ATR 42 и ATR 72. ATR поставила более 1500 самолетов 200 операторам в более чем 100 странах, которые на данный момент налетали 34 миллиона часов. Каждые восемь секунд где-то в мире взлетает самолет этого производителя.
Большинство ATR эксплуатируются в Азии — целых 29 процентов мирового флота. Следующие регионы — Европа (27 процентов), Северная Америка (14 процентов), Южная Америка (10 процентов) и Африка с Ближним Востоком (9 процентов).
Первый серийный самолет ATR был поставлен почти 34 года назад, а именно 3 декабря 1985 года. Тогда первый ATR в версии 42 был получен французским Air Littoral. Однако первая поставка ATR 72 состоялась почти 30 лет назад, а точнее 27 октября 1989 года. Тогда Finnair получил первый ATR 72-200.
Более 30 лет непрерывной популярности ATR 72 среди эксплуатантов демонстрирует качество этих самолетов и многие инновации, которые они претерпели в течение трех десятилетий. Его эксплуатационная универсальность, экологическая эффективность и непревзойденная прибыльность позволили, вместе с ATR 42, открывать в среднем 100 новых маршрутов в год, при рекордном количестве более 150, открытых ATR в 2017 году.
Андрей Бочкарев