Ожидается, что снятие с производства Airbus A380 подтвердит тенденцию отказа от четырехмоторных коммерческих авиалайнеров. Правда готовится к серийному производству российский Ил-96-400, но большинство авиационных экспертов считают проект профанацией без какого-либо коммерческого будущего. По крайней мере ни одна серьезная авиакомпания интереса к нему не проявила.
Конец эры использования в коммерческой авиации самолетов с четырьмя двигателями неумолимо приближается. Недавнее объявление о снятии с производства A380, вероятно, повлияет и на судьбу 747-8. На практике это результат более длительного периода поисков технических решений, чем активной жизни самих «джумбо». Использование нескольких двигателей было связано с отсутствием силовых агрегатов необходимой мощности, чтобы обеспечить отрыв от земли и полет больших и тяжелых конструкций. Не случайно в прошлом были самолеты с более чем десятью двигателями, в самых необычных и даже причудливых конфигурациях.
Гигантская летающая лодка с 12 двигателями
Хотя было построено только три прототипа, один из них смог совершить кругосветное путешествие и полеты в Бразилию. Разработанная как самая большая летающая лодка своего времени, Dornier Do X обладала взлетным весом более 56 тонн. Чтобы поднять всю эту массу при очень плохой аэродинамике, инженерам пришлось установить 12 сверхмощных двигателей V12 Curtiss Conqueror, мощностью 612 л.с. Три самолета были в конечном итоге разбиты.
Шесть двигателей крутятся и четыре горят
Другой титан своего времени, B-36, появился в послевоенную эпоху как стратегический межконтинентальный бомбардировщик, предназначенный для сброса атомных бомб на советские цели. Именно для самолета под названием Peacemaker были созданы самые большие авиабомбы. Чтобы поднять в воздух самолет со взлетной массой более 185 тонн потребовалось шесть радиальных двигателей Pratt & Whitney R-4360-53 Wasp Major мощностью 3800 л.с. каждый. Четвертый вариант, B-36D, получил еще большую прибавку в весе плюс четыре чисто реактивных двигателя General Electric J47 мощностью 5,200 фунтов. Странная окончательная конфигурация состояла из десяти двигателей, которые дали самолету прозвище six turning and four burning, звучащее в свободном переводе как «шесть крутятся и четыре горят», намекая на принцип работы каждого силового агрегата.
Одна из все еще активных икон холодной войны.
Выпущенный около 70 лет назад, B-52 остается не только одной из инженерных реликвий времен холодной войны, но и в качестве одного их последних многодвигательных самолетов, до сих пор находящихся в эксплуатации. Разработанные в качестве основы стратегического флота бомбардировщиков США, B-52 были довольно революционными для 1950-х годов. Они использовали крылья с большой стреловидностью и восемь двигателей P&W YJ57-3 мощностью 8700 фунтов каждый. По-прежнему находясь в активной службе, B-52H останется на вооружении и в следующем десятилетии. Предполагается замена на более современные двигателей, скорее всего их останется четыре. Среди претендентов на поставку новых силовых агрегатов Rolls-Royce, предлагающий двигатели BR725, те же самые, которые используются в Boeing 717, а также бизнес-джетах Bombardier Global Express и Gulfstream GV.
Почти неописуемый гидросамолет
Трудно описать Ca.60, гидросамолет, построенный в Италии в 1921 году. На прямоугольном фюзеляже установлены три комплекта двойных крыльев. У экзотической модели был только один построенный прототип, который разбился во втором полете. Учитывая ограничения по мощности двигателей в 1920-х годах, потребовалось восемь двигателей V12 Liberty L-12 с водяным охлаждением, каждый мощностью 400 л.с., чтобы попытаться оторвать от земли (точнее от воды) странное устройство.
Максимальная взлетная масса 640 тонн
Культовый Ан-225 привлекает внимание всех людей в любом аэропорту прибытия. К его огромными размерами невозможно оставаться равнодушным. Размах крыльев составляет 88,4 метра, длина – 84 метра, а площадь крыла – 905 кв.м. Максимальный взлетный вес – 640 тонн, самый большой в истории авиации. Чтобы переместить всю эту массу, украинские инженеры должны были установить шесть двигателей «Прогресс» Д-18T с тягой по 51 600 фунтов каждый, что сделало силуэт гиганта еще более символичным. Это достигнуто ценой других характеристик, так дальность полета Ан-225 с максимальной взлетной массой составляет всего 4000 км.
Предназначеный для полета в три раза быстрее звука
Другой легендарный самолет – это XB-70, который должен был стать мощным сверхзвуковым стратегическим бомбардировщиком дальнего действия. В нем было заложено так много сложных и дорогих инженерных решений, что после крушения одного из прототипов ВВС США решили отменить проект. Это был в основном инженерный, эксплуатационный и строительный кошмар. В его пользу можно отметить только красивый дизайн. Для того, чтобы 246-тонный гигант мог летать со стокростью больше 3 Махов, потребовалось шесть турбореактивных двигателей General Electric YJ93-GE-3, оснащенных форсажными камерами. После дожига двигатели генерировали 28 800 фунтов каждый.
Скромный стратегический бомбардировщик
Построенный в количестве 2032 единицы, B-47 в течение 18 лет скромно служил стратегическим бомбардировщиком дальнего следования в Соединенных Штатах. У странного самолета с шестью двигателями не было на счету участия в каких-либо известных миссиях. Обладающий кабиной под фонарем, как у истребителей, построенный по схеме высокоплана с моторами под крылом, B-47 не выделялся своими великолепными качествами. За исключением того, что стал частью избранной группы самолетов, которые использовали более четырех двигателей. На нем их было шесть типа General Electric J47-GE-25 с тягой по 7200 фунтов каждый.
Андрей Бочкарев