В столице Испании начался судебный процесс над сотней авиадиспетчеров, принявших в декабре 2010 года участие в незаконной акции протеста, которая тогда привела к двухдневному параличу воздушного движения над Испанией. Прокурор требует, чтобы обвиняемые заплатили почти 20 миллионов евро штрафа.
В конце 2010 года отказ диспетчеров выполнять свои обязанности парализовал все аэропорты страны, закрыл воздушное пространство над Испанией и ввел чрезвычайную ситуацию.
Ситуация была настолько критической, что было принято необычное решение, и в соответствии с конституцией авиадиспетчеры были переведены в подчинение командующего ВВС. Невыход на работу, то есть невыполнение приказа, становился предметом рассмотрения военным трибуналом. Такой радикальный подход к проблеме привел к тому, что диспетчеры начали возвращаться к своим обязанностям.
Среди обвиняемых в участии в незаконной забастовке и неоправданном уходе с работы — бывшие члены совета Профсоюза авиадиспетчеров (USCA). Обвинение прокуратуры является серьезной попыткой доказать, что действия контролеров привели к значительному риску аварийности в воздушном движении. Судья по этому беспрецедентному делу согласился с требованием прокурора о том, чтобы первые обвиняемые дали показания в суде 15 января.
Он подтвердил, что документы о расследованиях, проведенных в четырех испанских городах: Барселоне, Мадриде, Ла-Корунье и Пальма-де-Майорке, уже были отправлены в Мадрид.
Прокуратура требует, чтобы обвиняемые авиадиспетчеры выплатили в общей сложности 17,5 млн евро пассажирам, пострадавшим в результате паралича воздушного движения 3 и 4 декабря 2010 года. Для компенсации моральных потерь и расходов, связанных с необходимостью смены рейса, с требованиями в суд обратилось уже более 15 000 потерпевших.
Согласно обвинительному акту, двухдневная забастовка диспетчеров привела к отмене 1352 рейсов. Документ показывает, что контролеры оправдывали уход с рабочего места «внезапным снижением психофизических способностей». При подготовке обвинительного заключения прокуратура продемонстрировала, в частности, записи разговоров сотрудников диспетчерской, которые показывают, что «спонтанное» ослабление психофизических способностей было лишь оправданием, а протест был подготовлен несколькими днями ранее с ведома профсоюзных руководителей.
Воздушный хаос декабря 2010 года затронул около 700 тысяч пассажиров и более 5000 рейсов по всей Испании.
Андрей Бочкарев