Российский производитель “Иркут” надеется захватить новые рынки в связи с появлением неофициальных сообщений о согласовании условий поставки двухмоторного пассажирского самолета MC-21 в Индонезию. Garuda Indonesia только что отменила заказ на 49 штук B737 MAX, и Lion Air также объявляет о выходе из соглашений с Boeing. По словам компании «Иркут», MC-21-300 может получить свой шанс, потому что самолеты относятся к той же категории конструкции с узким кузовом, что и B737 MAX.
В настоящее время Россия ведет переговоры о продаже самолета MC-21 со многими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Индонезию, сообщил министр промышленности России Денис Мантуров. Он добавил, что Азиатско-Тихоокеанский регион является «ключевым рынком» для российских самолетов, и SSJ-100 якобы там уже используется.
Однако единственной гражданской авиакомпанией, выполнявшей полеты на SSJ-100 в Азиатско-Тихоокеанском регионе, был индонезийский чартерный перевозчик Sky Aviation, который прекратил свою деятельность в 2014 году, в том числе, благодаря низкой экономической эффективности SSJ-100. Остальные индонезийские авиакомпании сняли предварительные заказы сразу после того, как во время рекламного турне один SSJ-100 врезался в склон горы по неустановленным причинам. Тогда погибло несколько десятков человек. Согласно информации на Planespotters.net, три SSJ-100 в настоящее время находятся в Королевском флоте ВВС Таиланда, но они летают крайне редко, поэтому говорить о какой-либо коммерческой пригодности российских самолетов, по меньшей мере, слишком преждевременно.
В2018 году Brussels Airlines и CityJet – два из нескольких иностранных клиентов SSJ – отказались от использования SSJ-100 из-за проблем с двигателем и с обслуживанием, что означает, что самолеты этого типа используются в основном авиакомпаниями в России. При этом их суточной полет в разы меньше, чем у импортных моделей.
По мнению некоторых аналитиков Garuda Indonesia и Lion Air, мягко говоря, блефуют с целью выторговать для себя у американского производителя некоторые преференции и снизить цены самолетов. Если это окажется действительностью, то российские производители окажутся в крайне неловком положении, а точнее пешкой в чужой игре.
Андрей Бочкарев