Вчера, 16 октября, большинство принадлежащих Swiss International Air Lines самолетов Airbus A220 (Bombardier CSeries) были допущены к коммерческим рейсам после технических осмотров.
Всего за день до этого швейцарский национальный перевозчик решил заземлить весь свой парк из девяти A220-100 (CS100) и двадцати A220-300 (CS300) из-за серьезного отказа двигателя, произошедшего 15 октября на A220-300, летевшего из Лондона в Женеву, что вынудило экипаж аварийно приземлиться в парижском аэропорту им. Шарля де Голля.
Это был очередной аналогичный случай за последние шесть месяцев, поэтому перевозчик решил проверить двигатели Pratt & Whitney PW1524G, которыми оснащаются эти самолеты, что, в свою очередь, привело к отмене около 100 рейсов.
Предыдущие инциденты
Первая серьезная неисправность, повлекшая за собой необходимость выключения двигателя в полете на швейцарском А220-300, произошла 25 июля этого года во время рейса из Женевы в Лондон, выполняемого самолетом с регистрационными знаками HB-JCM. Она была вызвана отказом первой ступени компрессора низкого давления в левом двигателе, что заставило экипаж приземлиться в аэропорту Шарль де Голль.
В том же месяце другому A220 швейцарской авиакомпании из-за проблем с двигателем пришлось прервать маршрут Цюрих-Дюссельдорф. Другое идентичное событие, как и в июле, произошло 16 сентября этого года на самолете с регистрационными знаками HB-JCA, выполнявшем рейс из Женевы в Лондон, в результате чего ему пришлось вернуться в аэропорт вылета.
В связи с этим инцидентом Французское бюро по анализу и расследованиям (BEA, Bureau d’Enquetes et d’Analyses) определило проблемы с двигателями Pratt & Whitney PW1524G как серьезные и сообщило, что расследование было передано Национальному совету по безопасности на транспорте США (NTSB, National Transportation Safety Board). 26 сентября этого года Федеральное авиационное управление США выпустило директиву по летной годности, требующую проведения бороскопической проверки двигателей А220. Пока производитель не определил основную причину неисправности этих двигателей, было введено ограничение скорости вращения низкоскоростного компрессора.
Первые A220 Swiss International Air Lines вернулись в строй 15 октября этого года, и к вечеру следующего дня все швейцарские самолеты этого типа уже работали, за исключением одного A220-100 и четырех A220-300.
Ранее уже наблюдались проблемы с двигателями Bombardier CSeries. В мае 2014 года в ходе наземных испытаний самолета CS100 с серийным номером 50001 и регистрационными знаками C-FBCS, проведенных в международном аэропорту Монреаля, двигатель был поврежден и загорелся из-за его неправильного и слишком частого отключения, что препятствовало надлежащему охлаждению компонентов двигателя.
25 сентября этого года в самолете Air Tanzania A220-300 с регистрационными номерами 5H-TCH, выполнявшим рейс из Мванзы в Дар-эс-Салам в Танзании, произошел сбой двигателя, в результате которого экипажу пришлось отключить его и совершить аварийную посадку в Мванзе.
О машине
По состоянию на конец сентября этого года получено 525 заказов на самолеты CSeries/A220, в том числе 99 на A220-100 и 426 – на A220-300, из которых 90 самолетов обеих версий уже доставлены. Swiss International Air Lines была первым пользователем Bombardier Cseries и в середине 2016 года ввела в свой пар CS100, а годом позже — более крупный CS300. Авиакомпания в настоящее время является крупнейшим пользователем самолетов CSeries/A220 в мире. Другими крупными операторами этих самолетов являются американская Delta Air Lines (26) и латвийская airBaltic (20).
Андрей Бочкарев