США и Япония прекратили экспорт материалов, необходимых для производства российского самолета – преемника Ту-154. Машина не полетит без иностранных комплектующих.
Речь идет о материалах для так называемых черных композитных крыльев самолета МС-21 (также известного как «магистральный самолет 21-го века»). Ряд компонентов, использованных в композиционных материалах крыла и части хвостового оперения самолета, российский производитель закупал у американской компании Hexcel и японской Toray Industries.
Руководство «Аэрокомпозита» (принадлежит ОАК), на которое распространяются санкции США, рассматривает различные варианты решения возникшей проблемы. Запаса импортных компонентов, имеющихся у российского производителя MC-21, достаточно всего на шесть машин.
По мнению экспертов, придется применять китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее американских и японских, или подождать, пока российские компании произведут что-то подобное
Когда россияне смогут сами производить необходимые композиты? Не ранее 2025 года. Есть и третий вариант. Отказ от композитов в целом и создание целиком металлического крыла. Это уменьшит уже существующие задержки, но также увеличит вес, уменьшит эффективность и долговечность которые рекламировались как одно из главных преимуществ нового самолета.
Используемые композиты сделали российскую машину легче и снизили потребление топлива по сравнению с конкурентами. И это вызвало большой интерес к самолету на рынке развивающихся стран. Еще в 2017 году власти Мексики заинтересовались MC-21. Тогда российская сторона заявила, что поставка самолетов в Мексику будет возможна с 2021 года.
Впервые MC-21-300 был представлен «Иркутом» в 2016 году. Самолет, по заверениям конструкторов, создан на основе новейших технологий 21-го века и ориентирован на самый емкий рынок – полеты средней дальности.
MС-21 имеет увеличенный фюзеляж, благодаря чему внутри больше места, и перевозчики могут выбрать подходящую комбинацию расположения сидений и расстояния между ними; сиденья могут размещаться в разных конфигурациях, на них установлена бортовая развлекательная система. Машина вмещает от 135 до 165 человек (модель 200) и от 163 до 211 (модель 300).
Приводные решения обеспечивают конкурентоспособность самолета по расходу топлива, снижают эксплуатационные расходы. Машина соответствует самым строгим экологическим стандартам и может летать во всех климатических зонах без сезонных перерывов. Машина дает перевозчикам возможность сократить время пребывания в аэропортах на 20 процентов. Широкие проходы и багажные отсеки позволяют пассажирам быстро и удобно взойти на борт и покинуть самолет.
В конце 2017 года MC-21 совершил два испытательных полета и Аэрофлот нехотя, под давлением властей, заказал 50 таких машин. Всего у производителя размещены твердые заказы на 169 машин (и еще 110 опционов). Все заказы, кроме Peruvian Airlines (протокол о намерении), исходят от российских перевозчиков и компаний. Перевозчики скептически относятся к возможным закупкам, несмотря на то, что производитель пытается привлечь ценами. Лизинговые компании интересуются российскими самолетами еще меньше, так как для них важна не столько цена, сколько ликвидность. Не добавляет популярности МС-21 и отсутствие сервисной сети. Правда, в отличие от провального проекта SSJ-100, использующего собственный двигатель франко-российской разработки, этот самолет оснащается стандартными двигателями американского производства. Это было бы преимуществом, если бы не санкции.
Андрей Бочкарев