Неизбежный уход с поста главы Жан-Марка Жанейака, а также растущая роль профсоюзов в компании были фатально восприняты рынком. Акции Air France на бирже в Париже уже на ее открытии потеряли 14 процентов.
Рынок еще раньше был явно обеспокоен ситуацией, царящей у национального перевозчика Франции, особенно из-за продолжающейся с февраля забастовками и рыночная капитализация компании уменьшилась с начала года на 40 процентов, упав до 3,1 млрд евро.
Причиной столь негативной оценки инвесторами ситуации стали регулярно повторяющиеся забастовки, особенно пилотов и бортового персонала, которые только в этом году обошлись Air France в 300 млн евро, при этом конца протестам не видно. Пилоты продолжали бастовать и в начале мая. В то же время перевозчик постарался удержать все дальнемагистральные рейсы в соответствие с планами, а ближне- и среднемагистральные выполнялись в пропорции – один отмененный на пять запланированных.
Но работники объявили о готовности к очередным протестам. Их причиной являются неудовлетворительная, по мнению профсоюзов, оплата труда, а точнее слишком низкие темпы повышения зарплаты – 7 проц. в течение трех лет, в то время как профсоюзы требуют 5 проц. только за этот год и аналогичный размер повышения – в последующие годы. В I квартале 2018 AF уже работала себе в убыток.
Жан-Марк Жанейак стал главой AF менее двух лет назад и был известен тем, что у него был очень лояльный подход к профсоюзам, чем сильно отличался от своего предшественника Александра де Жуньяка, который теперь является генеральным директором IATA.
По мнению аналитиков авиационного рынка, профсоюзы со всей силы нажали на кнопку с надписью «самоуничтожение». Говорят даже, что авиакомпанию ждет судьба Alitalia, которую также разрушили профсоюзы, а теперь она продается с молотка. При этом Жан-Марк Жанейак пользовался неустанной поддержкой правления, которое вместе с президентом пытается реформировать французский рынок труда. По мнению французского министра финансов Бруно Ле Майра, требования профсоюзов совершенно необоснованны и призвал работников авиакомпании обратиться к здравому смыслу. Он в то же время предостерег, чтобы они не рассчитывали на спасение со стороны налогоплательщиков, если компания обанкротится.
«Если Air France не станет столь же конкурентноспособной как Lufthansa и другие большие авиакомпании, то ее ждет ликвидация», – предостерег министр.
Забастовки не являются чем-либо чрезвычайным в авиационной отрасли, поскольку они всегда получают широкую огласку в СМИ и профсоюзы об этом прекрасно знают. Из-за них страдают пассажиры, они возмущают общественное мнение. Однако ни одна из авиакомпаний не пострадала от них так, как Air France, и они никогда не были такими жесткими. Во время протестов в 2015 году члены профсоюза из левацкой Force Ouvriere порвали одежду членам правления, которые пытались покинуть встречу с протестующими.
В то же время нынешнее правление AF не скрывают, что последствия забастовки будут исключительно чувствительными, поскольку во всей отрасли растут операционные расходы. Глава компании Жан-Марк Жанейак пытался это втолковать профсоюзам и поставил все на одну карту, заявив, что уйдет с поста если работники на референдуме не проголосуют за его предложение. И он проиграл, так как 55 процентов проголосовало за отвержение его предложений, а в соотвествие с французским законодательством, изменения в оплате труда должны быть приняты со стороны общественности.
Жан-Марк Жанейак придерживаясь своего обещания, подал в отставку.
Андрей Бочкарев