Авиакомпании верят в Boeing, акционеры концерна беснуются

Немецкая Lufthansa стала первым перевозчиком, который после катастрофы Etiopian Airlines объявил о рассмотрении возможности заказа самолета B737 MAX. С 10 марта Boeing не получил ни одного заказа на эту машину.
Более того, президент группы Lufthansa Карстен Шпор заказал лайнер B787 от Boeing в знак доброй воли. «Это доказывает, что мы поддерживаем наших партнеров в трудные для них времена», – сказал Шпор в Нью-Йорке. «Мы не потеряли уверенность в Boeing, который десятилетиями строил великолепные самолеты, и я убежден, что он справится с текущими проблемами», – добавил он.

Однако он также не стал скрывать, что после эфиопской катастрофы принцип сертификации самолетов изменится. Ранее, как правило, если Федеральное авиационное агентство США (FAA) выдало сертификат, то другие агентства сертифицировали воздушные суда на своих рынках по принципу «копировать, вставить».

«Но давайте будем реалистами. Сегодня самолеты являются продуктом самых передовых технологий, и регулирующие органы, вероятно, не способны работать, как это было в 1960-х годах», – сказал Карстен Шпор. По его мнению, однако, FAA остается самой квалифицированной организацией, которая может выполнить повторную сертификацию.

Помимо индонезийского Garuda, который заказал 49 единиц МАХ и китайского лизингового агентства, ни один другой перевозчик не говорит о снятии заказов. Они не поддались панике хотя бы потому, что у МАХ нет альтернативы на рынке, а у Airbus уже имеется полный портфель заказов на близкие по характеристикам авиалайнеры, который он не в состоянии увеличить.

При этом авиакомпании, у которых MАХ уже есть в своем парке или ожидающие поставки, конечно, полны неуверенности, когда машина, наконец, будет готова к повторной сертификации, сколько времени это займет для подготовки экипажа и когда национальные авиационные органы разрешат эксплуатацию этих самолетов.

В то же время перевозчики считают убытки. Немецкая чартерная авиакомпания TUIfly показала, что менее чем за месяц с момента снятия с рейсов МАХ она потеряла 200 миллионов евро. American Airlines отменяют 90 рейсов в день, которые выполняли 24 авиалайнера B737 MAX. Их могло быть больше, но американский перевозчик арендовал еще четыре машины вместо временно снятых с эксплуатации. По информации с рынка, аренда такого самолета стоит 250 000 долларов в месяц.

Эд Бастиан, президент авиакомпании Delta Airlines, у которой во флоте нет B737 MAX, поскольку она эксплуатирует в США только воздушные суда европейского производителя Airbus, говорит, что он верит в Boeing и не может дождаться, когда начнется сборка машин больших, чем B737. «Я убежден, что Boeing справится с этим кризисом, и все неурядицы останутся в прошлом», – сказал он в интервью корреспонденту Cofrance Sarl.

Даже представители Norwegian, которые первыми объявили о своем намерении потребовать компенсацию за отмену полетов не говорят об отмене заказов в будущем, а пилоты этой норвежской авиакомпании выразили убеждение, что новое программное обеспечение для B737 MAX будет соответствующим образом модифицировано.

«Вся шумиха и паника не имеет значения, главное, чтобы B737 MAX получил новую сертификацию как можно скорее. Потому что даже сейчас никому не приходит в голову, что они будут оставлены на земле навсегда», – говорит Кай фон Румор, аналитик Cowen Aircraft.
В ситуации, когда существует много неизвестных, можно увидеть на данный момент одно – с момента эфиопской катастрофы 10 марта стоимость Boeing на фондовом рынке упала на 34 миллиарда долларов. По этой причине акционеры решили подать в суд Чикаго (там находится штаб-квартира Boeing, в Сиэтле — его крупнейший завод) на президента концерна Денниса Муйленбурга и вице-президента по финансам Грегори Смита. Они обвиняют их в неправильной сертификации B737 MAX перед катастрофами Lion Air и Ethiopiana. По словам акционеров, Boeing преднамеренно предпочел прибыль безопасности, чтобы его самолет мог конкурировать с европейским производителем. Наиболее активным акционером является Ричард Сикс, который купил акции Boeing в начале марта и избавился от них после эфиопской катастрофы с большими потерями.

Такие судебные процессы являются обычным явлением в Соединенных Штатах, если не одним из видов национального спорта, и акционеры часто побеждают. В данном случае это станет еще одной проблемой для юристов группы Boeing.

Андрей Бочкарев